Даже столичных гостей порой удивляет количество автомобилей в Воронеже. Неудивительно, что пробки у нас – притча во языцех и одна из популярнейших тем для обсуждения. А с проблемой пробок связана ещё одна – где парковаться? Машины не стоят разве что на крышах домов.
И хотя власти предпринимают какие–то попытки расчистить дороги и тротуары от автомобилей – то запрещают парковаться на отдельных улицах, то грозят ужесточить систему штрафов, то увеличивают число эвакуаторов, – все эти меры, как правило, работают плохо.
Машины против детей
Те же, кто не успел вовремя подсуетиться, оставляют «железных коней», где придётся. Потому нередко в воронежских дворах можно увидеть картину, где автомобили соседствуют с детскими горками. А уж стихийных парковок, созданных жителями и запертых цепями на замки, и вовсе не счесть. Многие горожане, конечно, не в восторге от такого поворота событий, но соглашаются, что и для машин нужно место.
– В нашем районе, действительно, очень много водителей паркуется во дворах, а нередко и на детских площадках, – говорит Тамара Титова, жительница дома № 22 по ул. 25 Января. – И боюсь, что от этого никуда не деться – не заставишь же людей отказаться от автомобилей.
Всех не оштрафуешь?
Однако если парковки во дворах многоквартирных домов мешают только самим жителям, то машины, оставленные на обочинах центральных улиц, препятствуют движению транспорта в целом. Одной из мер борьбы стали специально настроенные камеры видеофиксации нарушений. Их установили в минувшем году в нескольких особо скученных местах. Однако, как показала практика, ситуация не изменилась. Причём способы ухода от ответственности изобретательностью не блистают: автомобилисты–нарушители просто забрызгивают номера грязью или клеят на них разные плёнки, чтобы сделаться «нечитаемыми» для камер.
Учитывая, что в Воронеже зарегистрировано свыше 300 тыс. автомобилей, по самым скромным подсчётам наш город нуждается в более чем 150 тыс. парковочных мест. Оборудование такого количества парковок – процесс долгий, и для Воронежа – за гранью возможностей. Вот и мэр города Александр Гусев признал, что пока с оборудованием паркингов ничего не получается.
– Я давал поручение найти земельный участок, который являлся бы муниципальной собственностью или находился в общей собственности многоквартирных домов, и сделать пилотный проект придворовых парковок, чтобы разгрузить дворы и убрать на внедворовые территории автомобили, – рассказал он на встрече с руководителями СМИ. – К сожалению, не смогли это реализовать. И одной из первых задач для проектного управления будет проект организации дворовых парковок. То есть мы заставим людей искать земли и постараемся найти заинтересованные коммерческие структуры, которые организуют парковки.
Впрочем, большинство парковок сейчас и так в руках не муниципалитета, а частников. Так, например, стоянка у железнодорожного вокзала «Воронеж–1» уже ощутимо бьёт по карману. За въезд приходится платить 10 руб., и это при том, что находиться там можно не более 15 минут. После место будет стоить уже 130 руб. за час. Парковка в гипермаркете «Галерея Чижова» тоже стала платной – 30 руб. за час. Говорят, что если б ею пользовались только покупатели, то никто бы денег брать не стал. Но парковку торгового центра заполонили машины работников близлежащих офисов и жителей соседних домов. По слухам, за пользование новой подземной стоянкой у Центрального рынка скоро тоже придётся платить.
Между тем, вопрос о том, когда начнутся работы по обустройству подземных парковок, пока умалчивается, хотя проблема обсуждается не первый год. Ещё в начале 2013 года чиновники говорили о создании 2,5 тыс. мест в подземных паркингах, которые предлагалось соорудить под площадью Детей, площадью у вокзала «Воронеж–1», Советской площадью, площадью Никитина, перед Дворцом спорта «Юбилейный», у главного корпуса ВГУ, в районе стадиона «Труд» и под улицами Кольцовская и Плехановская. Однако такие миллиардные проекты так и остаются в стадии обсуждения.
– Я на работу езжу на машине, – рассказывает Владимир Кабанов, житель Воронежа. – Если бы я постоянно платил за парковку, то не было бы смысла работать вообще. А штраф за неправильную парковку можно и не получить. Да у нас все нарушают! Всех не оштрафуешь!
На «охоте» частники
Судьба крупнейших мегаполисов давно открыла печальную истину: развитие уличной сети не успевает за стремительной автомобилизацией. В крупнейших западных городах парковка на центральных улицах стала платной ещё в 70–е годы. А в Лондоне, Милане, Стокгольме, Копенгагене ввели даже платный въезд в центр. Недавно о такой мере всерьёз задумались и столичные власти.
А что Воронеж? Пока тут пошли по пути кнута – усилили работу эвакуаторов. Первая пара таких машин заработала около двух лет назад – тогда их приобрёл сам город. Машины прикрепили к муниципальному транспортному предприятию (МУП) «Воронежпассажиртранс». Но активно забирать авто нарушителей стали недавно, когда к делу подключился частный бизнес. В принятом 17 октября 2012 года облдумой законе «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» говорится, что организации, которые будут эвакуировать машины на штрафстоянки, должны выбираться на конкурсной основе. В итоге, сейчас на улицах города работает около 10 машин частных организаций, заключивших договоры с областным департаментом транспорта и автомобильных дорог. Для тех, кто привык смотреть на правила парковки сквозь пальцы, такое развитие событий стало настоящей драмой.
Вот и мэр подтвердил, что отношение к неправильно припаркованным автомобилям будет ужесточаться. По словам Александра Гусева, частные компании, занимающиеся эвакуацией, почувствовали «вкус крови». Поэтому те нарушители, которые считают, что до них не доберутся, заблуждаются.
И всё же жалобы автомобилистов не беспочвенны. Воронежские реалии таковы, что неизбежная, как скальпель хирурга, эвакуация порой вызывает много претензий. Уж очень избирательно работают «санитары улиц». Любимые «охотничьи» угодья – Кольцовская, Плехановская, Карла Маркса. Порой доходит до абсурда. Так, недавно новоиспечённые супруги, не успев перевести дух после торжественной регистрации в центральном ЗАГСе, вышли на улицу и обомлели: раскрашенный ленточками брачный кортеж парил в воздухе под стрелой автокрана. При этом чуть в стороне, перегородив половину тротуара, стройными рядами безнаказанно стояли колонны других нарушителей. Им всё сошло с рук. По крайней мере – на этот раз…
Слишком много позволяется
Юрий Новиков, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт»:
– Ни один город мира не может обеспечить всем желающим возможность бесплатно парковаться в центре. В сравнении со многими другими городами у нас и так парковка разрешена везде – за исключением мест, где, действительно, пропускная способность улицы становится критически малой. Парковка разрешена практически на всех небольших улицах, ещё несколько дней назад она позволялась даже на площади Ленина!
Да, у нас действует программа по строительству парковок, но как только любая из них вводится в эксплуатацию, она тут же забивается. Открывая парковочные места, мы увеличиваем количество автомобилей, и мест опять будет не хватать.
Когда автомобилисты едут на работу или по другим делам в центр, они совершенно не думают о том, где будут ставить машину. Я, например, приезжая два дня в неделю на работу на авто, оставляю его за 500 метров до офиса, потому что ближе цивилизованного парковочного места просто нет. Но почему–то большинство автомобилистов и не рассматривают возможность припарковаться где–то подальше или вообще отказаться от поездки на машине. Впрочем, рост автомобилизации не останавливается, несмотря ни на какие кризисы, поэтому мест всегда будет не хватать. И с этим надо смириться.
Без объявления войны
Руслан Харебов, автолюбитель:
– Машины забирают без всякого предупреждения! У родственников была ситуация: мать с ребёнком выходит из гипермаркета на ул. Кольцовской – машины нет. Ей чуть плохо не стало. Тут же подбегает таксист и с энтузиазмом предлагает свои услуги. Это ей надо с ребёнком ехать на ул. Обручева, два часа стоять в очереди, чтобы заплатить штраф, а оттуда – на штрафстоянку.
Такое ощущение, что машины будут забирать всё чаще. Например, на ул. Плехановской возле «Детского мира» машины никому не мешают! Нет, поставили знак, запретили парковку. Такое ощущение, что кто–то решил заработать на мучениях народа. На ул. Фридриха Энгельса у храма знак висит на столбе на высоте пяти метров – его и не всегда заметишь. Да и эвакуация проходит выборочная: то все паркуются – никто слова не говорит. То приезжают эвакуаторы и забирают все машины подряд – без объявления войны!
Убираем, да не тех!
С нарушителями, которые бросают машины, где попало, бороться, конечно, нужно, и эвакуаторы – мера неплохая. Но хотелось бы их видеть на тех улицах, которые влияют на движение в нашем миллионном городе, а не только на окраинах. Я же вижу, что эвакуаторы крайне избирательны в выборе места работы и самих машин, которые они убирают.
Однажды около популярного торгового центра стояло целых три эвакуатора. Хотя, если разобраться, вся земля вокруг него отдана под парковку, и несколько нарушителей на общее дорожное движение никак не влияют. Более того, эвакуаторы иной раз создают не меньше проблем на дорогах, чем те машины, которые они забирают. На мой взгляд, эвакуаторам нужно работать на центральных улицах и забирать среди ряда одинаковых нарушителей не ржавые «Жигули», а какой–нибудь навороченный «Мерседес» с «особыми» номерами. Тогда люди начнут понимать, что если уж такие машины отправляют на штрафстоянки, то не надо нарушать правила.
Конечно, строительство подземных и иных парковок поможет в этом вопросе, но нужно понимать, что одна–две стоянки проблемы не решат. Должен быть чёткий плана, который бы реально претворялся в жизнь. В таком случае ситуация на дорогах улучшится в течение трёх–пяти лет.
Николай Киселёв, председатель Воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»