Примерное время чтения: 6 минут
364

Александр Петров «похулиганил» на своем мастер-классе в Воронеже

Сюжет Платоновский фестиваль искусств - 2019
Анжела Ермакова / АиФ

Заходишь в зал и становится понятно, зачем была необходима предварительная запись. Свободных мест нет. Художники, мультипликаторы и близкие к искусству люди не упустили возможности своими глазами увидеть, как создает свои анимационные шедевры Александр Петров.

Корова своими руками

Мастер приветствует всех и садится за специально оборудованный стол. Все, что нужно художнику - матовое стекло с подсветкой, масляные краски, кисточки, салфетки и, конечно, собственные пальцы. Камера передает каждое движение рук мастера и выводит изображение на большой экран. 

Для начала Александр Петров воссоздает кадр из мультфильма "Корова", который особенно дорог автору.

«Корова» - моя дипломная работа, - не переставая работать, рассказывает Александр Петров. - Этот фильм я снимал, вспоминая свое детство в деревне. Это воспроизведение по памяти впечатлений из детского опыта». 

Постепенно зрители видят на экране фоновый пейзаж, а затем и фигуру коровы, одинокую, «в тупом ожидании» своего теленка. Фактуру травы автор создает, используя скомканную бумагу. Игра фактурой - излюбленный метод Петрова.
«Обычно я использую два-три стекла, чтобы создать имитацию пространства. А если между слоями положить матовую пленку, верхний слой останется четким, а нижний станет размытым. Таким образом достигается эффект туманности». 

Корова, нарисованная за несколько минут, вызывает бурные аплодисменты зала. Но несколько движений салфеткой - и изображение коровы пропадает. Это то, чем Александр Петров занимается десятки раз за день - стирает старые кадры, чтобы уступить место новым.
Постоянно прощаясь со своими живописными творениями, художник-аниматор переводит их на новый, динамичный уровень - как по волшебству, оживляет кадры, придавая движение некогда статичным изображениям. И вот Александр Петров уже прорисовывает силуэт нового персонажа - мальчика в соломенной шляпе.

«Сейчас я буду хулиганить»

« У меня есть ученица из Канады. 20 лет назад она попросилась ко мне в Ярославль. Мы подружились, стали сотрудничать. Она помогла предложить канадским продюсерам "Старик и море", который потом получил "Оскар". Год назад, когда ей потребовалась серьезная операция, я решил как-то поддержать ее и сделал подарок. Это был маленький анимационный этюд на несколько секунд, который я нарисовал за сутки. В оригинале герой мультика - девочка-мулатка, прыгающая по бревнам. Сегодня я буду хулиганить и попытаюсь воспроизвести эту работу за час».

К слову, хулиганить Александр Петров любил еще в детстве, за что однажды его выгнали из художественной школы. 
«Мой учитель Петр Иванович Павлов сказал: "Марш отсюда! Ты никогда не станешь художником!". Но я понял, что без рисования уже не могу. Да и учителя своего очень любил. Тогда попросил маму написать записку, чтобы меня приняли обратно».

Мастер предупреждает - понадобится много терпения, ведь покадровая живопись требует сосредоточенности. Особенное внимание важно уделить первому кадру, с которого начнется действие. Часто на него уходит целый день или несколько дней. Вся остальная работа над эпизодом - изменение положения персонажа и деталей.

Первый кадр готов: мальчик в шляпке держит в руках тростинку и готовиться сделать прыжок на следующее бревно. Вокруг - вода. Добавляется второй кадр и мальчик уже делает движение ногой, а волны перекатываются с места на место.

Если не художником, то пахарем

Пока художник воплощает свою задумку на стекле, он предлагает задавать ему интересующие вопросы. В дискуссию активно включаются дети - главные ценители мультипликации.
«А почему вы решили этим заниматься?» - робко спрашивает мальчик на первом ряду.
«Почему решил пачкать руки? - смеется Александр Петров. - От любви к реалистичной живописи. А мультипликация - это материя, в которой есть тайна, ожидание чуда. Никогда не знаешь, что получится в итоге».
«А если кто-то захочет у вас поучиться, вы его примете?» – интересуется малыш.
«Я очень требовательный учитель. Мне нужно, чтобы художник, который приходит ко мне в студию, закончил художественное училище или институт. В Ярославле я открыл курсы живописной анимации - это была попытка набрать команду для создания фильмов. И она увенчалась успехом. Фильм "Моя любовь" как раз снят командой, которая только пришла в анимацию. Сейчас кто-то из них открыл свои студии, кто-то ушел в другую стезю. В прошлом году я снова открыл набор, но ярославские художники меня расстроили. Учеников я выбираю очень строго».
«Кем бы вы стали, если не художником?» 
«Я бы пахарем был. Сажал хлеб, растил бы его. Я из деревни, люблю запах навоза и деревенский простор. Думаю, в сельском хозяйстве я бы пригодился». 

Художник рассказал и о совместной работе с сыном, который тоже делает уверенные шаги в анимации. Рассказал мастер о работе со звуком, музыкой в фильмах: «Звукооператорам доверяю, но музыку выбираю сам». Петров упомянул и воронежскую анимационную студию "Wizart Animation", о которой отозвался очень положительно. Но сам для детей рисовать не планирует: «Надо чувствовать детей, понимать, что им важно, необходимо. У меня такого чувства нет». 

Работа над мультфильмом заняла больше времени, чем планировал художник. Вместо часа с прыгающим мальчиком пришлось повозиться больше двух часов. Но результат произвел на зрителей впечатление: персонаж ловко прыгает с одного бревна на другое, каждое его движение выглядит естественно, что не дает усомниться в мастерстве создателя. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах