aif.ru counter
312

«Формула-1» в небе. Как проходят гонки планеристов

Сюжет Спецпроект «АиФ-Черноземье». Объясняем, что происходит

Проект АиФ «Объясняем, что происходит» посвящен разъяснению простых и одновременно сложных вопросов о жизни воронежцев в обществе. Проект реализуется в рамках программы «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)».

Когда делаешь бумажный самолетик, важнее всего – конструкция. Иначе не полетит. Также и в планерах – безмоторных летательных аппаратах. Необычная форма – узкая кабина и раскидистые 15-метровые крылья – позволяет им держаться на потоках воздуха за счет аэродинамической подъёмной силы.

Чтобы быть планеристом, нужны крепкие нервы. Не каждый согласится летать на высоте тысяч метров, держась только за воздух. Корреспондент АиФ поговорил с ведущими российскими и мировыми спортсменами о том, чем притягательно и опасно небо из кабины планера.

Гонки над облаками

В клубе «Сапсан» ребят до 18 лет учат совершенно бесплатно.
Увидеть, кто лидирует, а кто отстает, можно будет с земли. Фото: АиФ

С 1 по 8 мая в небе над Черноземьем порхали не один, не два, а целых двадцать планеров. Здесь, на аэродроме «Усмань – Шашки», пройдет один из этапов мировой серии гран-при по планерному спорту. Права проведения соревнований такого уровня впервые в России добился Верхнехавский авиационно-спортивный клуб «Сапсан». 

«Планерная гонка похожа на то, что происходит на «Формуле-1». Только в воздухе», - рассказал замдиректора клуба по летной подготовке Сергей Клюев.

Гран-при проводится по особым правилам – не как обычные гонки планеристов. Обычно спортсмены летают на расстояния в пятьсот и даже тысячу километров, обгоняя друг друга. В этот раз классические правила были изменены в угоду зрителям: длину маршрута сократили до 200 километров и обязали участников стартовать одновременно с одной линии. В каждом планере установлен трекер, который получает координаты со спутников, и передает на сервер позицию пилота. Следить за передвижением можно будет в режиме реального времени с помощью онлайн-трансляции. Судья с земли следят за прохождением контрольных точек и могут назначать штрафы за нарушения высоты и порядка прохождения маршрута.

«В 2014 году планерному спорту в России исполнилось 90 лет в России. Но очень тяжело его популяризировать, - говорит организатор соревнований, мастер спорта по планерному спорту международного класса Нина Шальнева. - Все мировое сообщество искало вариант, как познакомить широкие массы с этим спортом. Был придуман формат проведения гран-при, когда правила совершенно меняются. Теперь будет просто увидеть, кто лидирует, а кто отстает».

В итоге на высшую ступеньку пъедестала забрались два поляка и чех, выигравшие большинство летных дней. А окончание соревнований организаторы отметили ярким авиашоу с участием клубов «Первый полет» и Челавиа.

Полет с Эвереста

Себастьян Кава сумел покорить Эверест на планере.
Себастьян Кава сумел покорить Эверест на планере. Фото: АиФ

Победителем соревнований в Усмани стал поляк Себастьян Кава - десятикратный чемпион мира по планерному спорту. Для популяризации любимого дела он сделал практически невозможное – покорил Эверест на планере.

Кажется, в этой экспедиции проблемы поджидали его везде: невозможно было доставить планер в страну, куда до этого такие аппараты еще никогда не доставляли, купить на месте нормальное авиационное топливо и кислород. Но самым большим всего препятствием стали не склоны Эвереста, а…разрешения на экспедицию. Получить их Себастьяну помог местный аэроклуб «Непал», созданный российскими пилотами.

«Горная местность – самый непростой маршрут. В планеризме ты все время падаешь, и если ты не встретил восходящий поток воздуха, надо искать площадку для приземления, - объяснил Кава. - Приземление вне аэродрома – это не что-то необычное для планериста, это нормальный рабочий момент. Приземлился на дорогу, отодвинул планер, чтобы он никому не мешал, и можно ждать друзей. Но не в горах. Там тяжело подниматься и ловить волну».

Планеристы очень востребованы как пилоты. Ведь они умеют посадить аппарат без двигателя.

Из планера в «Боинг»

Планеризм – отличный старт для профессиональной летной карьеры.
Планеризм – отличный старт для профессиональной летной карьеры. Фото: АиФ

Обучаться пилотированию планеров можно с 15 лет. В клубе «Сапсан» ребят до 18 лет учат совершенно бесплатно. Курс теоретической подготовки, медкомиссия – и вперед, в кабину пилота. Правда, летать в одиночку можно только совершеннолетним со специальной лицензией.

Кстати, занятия планеризмом – отличный старт для профессиональной летной карьеры.

«Мы учим молодых ребят летать, и некоторые потом продолжают свою летную жизнь в профессиональной авиации, - говорит Сергей Клюев. - Они, как пилоты, очень востребованы. Ведь они умеют посадить аппарат без двигателя – это очень важный опыт. Я знаю, что в Америке и Германии многие авиакомпании не берут к себе пилотов, если у них нет опыта полета на планере».

Летать неохота?

Планеры держатся на потоках воздуха за счет аэродинамической подъёмной силы.
Планеры держатся на потоках воздуха за счет аэродинамической подъёмной силы. Фото: АиФ

Казалось бы, вот он шанс для ребят из маленьких деревень и городков, окружающих верхнехавский аэродром, исполнить мечту любого ребенка – стать летчиком. Однако, по словам руководства клуба «Сапсан», даже на бесплатное обучение к ним приходят единицы. Красивый и захватывающий спорт, планеризм не пользуется большой популярностью у нас в стране.

«Многие просто не знают, что такое планеризм. Дома я хожу по школам, рассказываю о планеризме, показываю красивые фотографии, - говорит Себастьян Кава. – Есть еще один способ популяризировать спорт – устроить громкую экспедицию. Такую, какую мы совершили в Гималаи. Каждый день мне звонили и просили об интервью».

Для сравнения: в Польше сегодня насчитывают 2 тысячи планеристов, десятки тысяч в Германии. Даже в маленькой Словении около 700 пилотов. А в России эта цифра колеблется в районе 200. Время российским планеристам отправляться в Гималаи?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах