Ругать дорожников – старая традиция воронежских обывателей. И не важно, что дороги уже совсем не те, какими были, скажем, в начале 2000-х. Достаточно поездить по другим регионам, чтобы убедиться – уровень качества у нас весьма приличный. Зато в последние месяцы воронежских дорожников начали активно «жалеть» в СМИ: якобы их нещадно обирают на благотворительные цели. Вот только сами «пострадавшие», как выясняется, в подобной защите отнюдь не нуждаются: ни о каком давлении и речи не идёт.
После бала
Региональная пресса всегда с увлечением следит за губернаторским Рождественским балом, который традиционно проходит в Воронеже после новогодних праздников. Представители бизнеса смотрят концерт и делают взносы – в помощь юным талантам, инвалидам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Вот только на этот раз внимание некоторых СМИ было приковано не к депутатам-миллиардерам, жертвующим суммы больше тех, что указаны в ежегодных декларациях о доходах, а к дорожным организациям. Якобы, дорожников заставили сброситься по 300 тыс. руб. Тут же некий «источник близкий к теме» жалуется, что такой взнос – «сильный удар под праздники».
Сказать, что в таких откровениях много странного, - не сказать ничего. Почему-то и строители, и аграрии, и промышленники блистали на балу и помогали детям вполне добровольно, а дорожники вдруг оказались жертвами произвола.
Да и как вообще можно утверждать, что кого-то заставили оказать помощь? Например, уже несколько лет действует гражданское собрание «Лидер» - клуб капитанов воронежского бизнеса, который выступает ударной силой Рождественского бала и других социальных инициатив. После прихода в область губернатор Алексей Гордеев сразу дал понять: бизнес обязан быть социально ответственным. Наверняка среди участников клуба, есть и те, кто не испытывает восторга от траты денег на лекарства, социальные столовые или Платоновский фестиваль. Но большинство жителей области полностью одобряют такой подход власти.
Полёт фантазии
Впрочем, пристальный интерес к благотворительности дорожников начался ещё до подготовки к последнему Рождественскому балу. Так, в начале декабря одно из интернет-изданий попыталось раздуть скандал из поддержки дорожными организациями хоккейного клуба «Буран».
Дело в том, что по закону областной бюджет с этого года больше не имеет права финансировать профессиональные спортивные клубы – пойти на такие меры законодателей заставил кризис. Выбор прост: оставить миллионный город без «Факела», «Бурана», «Энергии» и других команд, имеющих армии болельщиков и работающих на престиж региона, или подыскать клубам спонсоров. Поскольку перечёркивать спортивную славу Воронежа не хотелось, в 2015 г. областное руководство занялось поиском организаций, которые могли бы помочь игрокам.
За поддержкой обратились ко многим фирмам, в том числе и к дорожникам – их попросили посодействовать хоккейному клубу «Буран». Видимо, информация об этом и стала толчком, с которого начался полёт фантазии интернет-газетчиков. Тут же «выяснилось», будто бы сроки по некоторым контрактам затягиваются именно из-за нехватки сумм, перечисленных на благотворительность. Ну, и, разумеется, был сделан глубокомысленный вывод, что из-за помощи «Бурану» сильно пострадало качество дорожного покрытия. Впрочем, можно гарантировать: претензии к качеству дорог у таких критиков нашлись бы в любом случае – с «Бураном» или без него
А в последние дни прошлого года интернет-издание и вовсе разразилось «сенсацией». После того, как Александр Титов, главный тренер команды, рассказал, что игрокам задерживают зарплату, были сделаны безапелляционные выводы о том, что деньги дорожников растворились в карманах чиновников. Никаких доказательств, конечно, представлено не было, зато новость набрала множество просмотров.
На пустом месте
Чтобы разобраться в этой мутной истории мы обратились в Союз дорожных организаций (СДО) Воронежской области. Это созданное в прошлом году объединение включает 14 ведущих дорожных фирм области, многие из которых уже десятилетия строят и ремонтируют дороги региона.
Как рассказал Валерий ЯРОШЕВ, президент СДО, он и его коллеги отнюдь не рады такой «заботе» со стороны прессы и, напротив, считают её организованной информационной кампанией по дискредитации отрасли. Так, на последнем заседании 25 декабря члены Союза единогласно высказались о недопустимости подобных публикаций – все фирмы помогали детям и спортсменам добровольно.
Подобные «разоблачения» на пустом месте не могут не волновать недавно созданную организацию. Ведь забота о репутации дорожников – одна из главных задач объединения.
- Не все учатся в школах и вузах, не все лечатся в больницах, но по дорогам жители области ходят и ездят каждый день, - говорит Валерий Ярошев, - И очень обидно, что у нас стало общим местом винить во всех бедах дорожников. А посмотрите, например, какая погода за окном. Содержание дорог в такой период – это тяжёлый, круглосуточный труд.
Время объединяться
Действительно, громкие скандалы последних лет серьёзно испортили представление о людях этой уважаемой профессии. Между тем, не будет преувеличением сказать, что воронежская школа дорожного строительства – одна из самых авторитетных в стране: архитектурно-строительный университет каждый год даёт профессиональное пополнение, позволяет быстро осваивать новые технологии. Вместе с ВГАСУ Союз дорожных организаций сегодня разрабатывает программу повышения квалификации для мастеров и рабочих разных специальностей.
Технологии дорожного строительства совершенствуются непрерывно. Одна из задач Союза – осваивать опыт других регионов и вовремя доносить его до строителей и специалистов лабораторий из самых отдалённых районов. Конкуренция усиливается, и сохранить своё место на рынке воронежские дорожники смогут только одним способом: выработать общие для всех жёсткие стандарты качества. Ведь в этом есть смысл работы саморегулируемых организаций: профессиональное сообщество – самый строгий судья, который должен вовремя указывать на некомпетентных и недобросовестных участников рынка.
А благотворительность… Благотворительностью воронежские дорожники занимались всегда, особенно в сельских районах. Вот только громко рекламировать свою помощь, как принято в нашу эпоху погони за имиджем, не привыкли – не по-христиански это. Скажем только, что такой помощью охвачены монастыри и детские дома, благодаря ей преобразились многие уголки городов и сёл области. Не обделены вниманием и ветераны отрасли. Помогать тем, кто нуждается в поддержке, дорожные строители намерены и дальше – независимо от того, что об этом потом пишут.