Из года в год Воронеж с трудом сводит концы с концами, едва наскребая в дефицитном бюджете средства на ремонт дорог, благоустройство дворов и другие потребности мегаполиса. Закрывать финансовые бреши зачастую приходится предпринимателям.
Кто недоволен — под бульдозер!
Как уже не раз писал «АиФ-Черноземье», чтобы вести торговлю, киоск или павильон должен быть включён в так называемую схему размещения нестационарных торговых объектов. Последний раз она была обновлена в мае прошлого года — на легальной основе сейчас торгуют примерно 2 тыс. киосков. Остальным уготован снос. Так, с 1 января под бульдозер уже пошли 165 ларьков, а до конца года стереть с лица земли планируется ещё 534: 134 — в Коминтерновском, 104 — в Советском, 96 — в Ленинском, 81— в Левобережном, 65 — в Железнодорожном и 54 — в Центральном районах.
За право размещения на муниципальной земле предприниматели каждый квартал вносят плату. Между тем есть сомнения в том, что она обоснованна. Так, по мнению департамента недвижимости Минэкономразвития, использование муниципальных и государственных земельных участков без предоставления их в аренду должно быть бесплатным. Ведь у предпринимателя нет на эту землю никаких прав, и юридически он никак не защищён — работает, пока разрешает чиновник. При этом город имеет право в одностороннем порядке разорвать договор и в любой момент указать бизнесмену на дверь. А также по своему усмотрению увеличить плату за размещение.
Откуда цифры?
Обновить цену, приблизив её к рыночным условиям, чиновники решили в конце прошлого года. В декабре по конкурсу был выбран независимый оценщик, который к февралю определил, сколько следует брать за ларьки. Всё посчитали исходя из кадастровой стоимости земли — торговать на центральных улицах дороже, чем на окраинах.
Кроме того, очень многое зависит от профиля киоска. Лучше всего оценщики и чиновники обошлись с теми, кто продаёт прессу и воду — им положено отдавать от 316 до 962 руб. за кв. метр в квартал. А вот продавцам сигарет и цветов придётся тяжелее: они должны будут выложить от 2,6 до 4 тыс. рублей. Чиновники обещают существенную прибавку к бюджету: годовые начисления за право размещения уже в этом году вырастут на 61% по сравнению с 2016 годом.
Результаты оценки шокировали предпринимателей. По их словам, плата выросла в три, в пять, а то и в шесть раз. При этом серьёзно пострадали не только табачники и цветочники, но и владельцы обыкновенных продовольственных ларьков. Теперь им предстоит подписать дополнительные соглашения, в которых прописан график платежей. Отказ может повлечь разрыв договора.
«Плата для соседних киосков отличается в разы. Получается, цифры просто взяты с потолка! — предполагает председатель правления Объединения предпринимателей Татьяна Гончарова. — Не было экономического обоснования, не просчитано, как предприниматель может выжить в таких условиях. Многие сокращают сотрудников, сами становятся за прилавок, работают за зарплату продавца. А ведь должны оставаться средства и кроме зарплаты. Хотя люди, работающие по 15-20 лет, уже выкупили эту землю сполна — за счёт налогов, благотворительности, благоустройства. К тому же предприниматель имеет право сам определять, чем торговать. А тут получается, что плата за клочок земли привязана к группе товаров».
Когда будет развитие?
Жалобы малого бизнеса дошли до губернатора. Глава региона встретился с Юрием Гончаровым, уполномоченным по правам предпринимателей, выслушал, обещал разобраться с обоснованием новой цены и изменить её, если необходимо.
Предпринимателей можно понять: повышение цены — лишь одна из многих бед, обрушившихся на них в последние годы. Здесь и расходы на новый дизайн-регламент, и благоустройство участков вокруг торговых точек. Но главная проблема, без сомнения, — растущая бедность населения и, следовательно, падение спроса. Так, по данным Воронежстата, в январе-марте 2017 года объём розничной торговли упал на 1,1% по сравнению с январём-мартом 2016 года. Год назад падение составляло 3%.
«Наш президент говорил, что в такой экономической ситуации повышать налоги недопустимо, — напоминает общественница. — Ведь доходы падают, и получается, что предприниматель должен работать только на выплаты».
Разумеется, желание чиновников пополнить бюджет вполне понятно. Но как известно, малый бизнес играет не столько экономическую, сколько социальную роль — даёт рабочие места тысячам воронежцев.
«Предприниматели загнаны в угол, — считает Татьяна Гончарова. — Это люди, в основном, пенсионного и предпенсионного возраста. Хотя все знают, что малый бизнес должен развиваться, тогда и будет средний класс. А у нашего предпринимателя доход гораздо меньше зарплаты среднего чиновника».
Сколько в остатке?
Чтобы почувствовать весь масштаб проблемы, стоит вникнуть в экономику среднего киоска. Что мы имели до повышения цены?
Ларёк с продовольственными товарами. Средний месячный оборот — 160 тыс. рублей. Средняя наценка — 18%. Валовый доход — 57 тыс. рублей. Затраты в месяц: право размещения — 2,5 тыс. рублей. Электричество — 15 тыс. рублей. Бух. обслуживание — 1 тыс. рублей. Охрана — 1,5 тыс. рублей. Списание товара — 2 тыс. рублей. Вывоз мусора — 3 тыс. рублей. Банковское обслуживание — 500 рублей. Налог «вменёнка» — 4 тыс. рублей. Платёж в пенсионный фонд — 2 тыс. 333 рубля. Реконструкция, благоустройство — 7,5 тыс. рублей. Итого: общая сумма ежемесячных затрат — 39 тыс. 333 рубля.
Из дохода вычитаем расходы: 57 000 — 39 333 = 17 667 рублей. Это деньги предпринимателю — и на жизнь, и на непредвиденные расходы. Нетрудно предположить, что утроенная плата за размещение ставит крест на бизнесе и семейном бюджете.
Придётся закрываться
«У нас своя розничная сеть по продаже мороженого. Наценка там незначительная. Мороженое пользуется большим спросом в сезон, и когда жара, раздаются звонки: «Почему у вас так мало киосков?» Ведь в магазинах цена выше. В квартал мы платили 8 тыс. руб. за киоск. Теперь нам выставляют 24-26 тыс. руб. — 3,5-4 тыс. за кв. метр. В три раза больше! - возмущается начальник отдела розничной торговли компании «Холод» Татьяна Пахомова. - К примеру, один киоск на ул. Плехановской за год заработал всего 80 тысяч. Теперь останется 20 тысяч. Это значит, мы его сразу закроем. То же самое — со всеми остальными. Если в 2005 году у нас было 52 точки, то сегодня осталось всего 14. Раньше местные власти предоставляли льготы, теперь — наоборот. Получается, они не хотят поддерживать местных производителей и открывают прилавки мороженому из других регионов.
По сравнению с 2015 годом тоннаж производства не вырос. Почему надо повышать расценки за размещение? У нас что, оборот увеличился? Напротив, потребительский спрос уменьшается, в том числе — и на наш продукт. Ведь жизненный уровень — всё хуже. Та же бабушка сначала оплатит коммунальные услуги, а уже потом задумается, покупать ли ей мороженое. К тому же мороженое — это сезонный продукт. Зимой все наши киоски убыточны, летом подтягиваемся. Работаем с незначительным плюсом. У нас общее налогообложение. И зарплату мы показываем полностью. Так что это повышение для нас фатально».
«Стоимость права размещения нестационарных торговых объектов приведена к фактическим рыночным условиям. В основе оценки — принцип дохода, т. к. все нестационарные торговые объекты функционируют для извлечения прибыли, - говорит руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Людмила Бородина. - Основой для расчёта послужила средняя кадастровая стоимость земельных участков. Аналогичная методика использовалась в Москве, Перми и Нижнем Новгороде. Предварительные результаты оценки неоднократно рассматривались на совместных совещаниях и возвращались оценщику на доработку».