10 ноября в музее имени Крамского состоялось открытие выставки Texthintergrund («Тексты и подтексты»), включающей порядка 80 работ разного формата. Посетители выставки увидят серии, посвященные самым разным темам, например, латинским пословицам, улице в Кельне, быстротечности времени.
«Встреча со старыми друзьями»
В творчестве Беллы Чулковой присутствует два направления: абстрактные и фигуративные композиции. Серия Texthintergrund («Тексты и подтексты»), давшая название выставке и созданная Беллой Чулковой, представляет собой цикл работ с нанесенным на холст текстом, который затем был закрашен. Название серии переводится одновременно как «подтекст» и «основа, подмалевок». Также посетители выставки увидят другие серии Беллы Чулковой, отразившие разные грани ее творчества. Первые выставки художницы проходили в СССР, в том числе и в музее имени Крамского. Тогда публика была покорена ее акварелями. Сейчас Белла Чулкова создает свои работы, используя масло и акрил. В качестве основы может выступать картон, холст или металл.
Живопись на металле представлена в совместной серии художниц «Свидетели времени», посвященной латинским пословицам.
Работы Анны Чулковой отличаются эмоциональностью. Для художницы важна атмосфера, которая иногда даже становится своего рода действующим лицом. Серия «Фрагменты времени» состоит из 40 частей, которые, соединяясь в единое полотно, изображают море. По словам Анны Чулковой, серия показывает 40 лет как середину жизни, это история об отношениях со временем.
Кроме того посетители выставки смогут увидеть Кельнский собор в изображении Анны Чулковой. Картина дает представление о цикле «Готическая архитектура». Как говорит Анна Чулкова, Кельнский собор сам по себе довольно мрачный, но от пребывания в нем становится светло на душе. Атмосфера собора меняется в зависимости от света. Художница показывает интерьер Кельнского собора светлым, воздушным, и здесь передается именно ощущение от этого грандиозного сооружения.
«Для нас экспозиция – это встреча со старыми друзьями. Белла Чулкова была нам известна с конца 80-х годов. Анна стала художницей уже в Германии. Вернулись они с совершенно новыми темами. Если раньше в творчестве Беллы Чулковой преобладали акварели, полные таинственности, очарования, то сейчас этой техники нет. Нам очень интересно посмотреть, чем дышит русский художник за рубежом. Недаром существует понятие «русское зарубежье», – отметил Владимир Добромиров, директор музея имени Крамского.
Молодому художнику на заметку
Общаясь с прессой, Белла и Анна Чулковы рассказали о специфике творческой среды Германии, а также об особенностях обучения художников.
«Так же, как и здесь, художники работают в основном с галереями. Галерея – это своего рода такой бригадир, который работает с группой художников. Кельн и Дюссельдорф – места с самой большой концентрацией галерей в Европе. Несмотря на то, что их очень-очень много, конечно, выстроить работу с ними художникам, которые не учились в Германии, довольно сложно. Я бы порекомендовала молодым людям, которые уже здесь получили образование, поехать и поучиться в Германии. Образование художника в Германии и России очень отличается. Если поучиться и в России, и в Германии, то будет гораздо легче войти в художественную среду, потому что главное место, где художник оформляется профессионально, где у него завязываются связи, – это очень часто академия художеств. Многие галереи ищут художников именно в академиях», – рассказала Белла Чулкова.
Берлинская, Дюссельдорфская и Лейпцигская академии предлагают программы с разными подходами к образованию. В Дюссельдорфской Академии нет таких предметов, как рисунок, живопись. Работа с каждым студентом выстраивается индивидуально. При поступлении абитуриент может выбрать профессора, который и будет направлять его в дальнейшем, например, составит программу обучения. Основная задача, которую ставит перед собой Академия, – научить художников умению самовыражаться. Процесс обучения предполагает конкуренцию среди студентов, которые показывают свои работы на коллоквиумах и получают критические замечания.
Еще один любопытный факт, о котором рассказали Белла и Анна Чулковы, – это сохранение в Германии средневековой системы цехов. Художники наряду с другими специалистами, объединенными понятием «ремесленники», обязаны вступать в союзы. Считается, что таким образом контролируется процесс и качество работы.