Стихи на острые темы, никакой цензуры и бешеный напор – такой формат присущ поэтическому слэму – международной битве поэтов. Чтобы отправиться в Париж и представить свою страну, необходимо выиграть сначала в региональном, а потом во всероссийском этапе.
Как правило, состязания такого рода проходят в барах или пабах, что еще усложняет для поэтов задачу, ведь им нужно привлечь внимание публики, быть может, далекой от поэзии. В этом году воронежское состязание прошло 24 февраля в книжном клубе Петровский.
Формат слэма подразумевает трехминутные выступления, которые публика с помощью комплектов табличек оценивает по двум критериям: содержание и форма подачи. Все это, по словам организатора слэма Андрея Родионова, создает атмосферу окололитературного конкурса, где публика может свободно выражать свое мнение. Для оценки выступлений используется пятибалльная система. Часто получается, что одному и тому же выступающему по одному критерию могут поставить и «5», и «2», что еще придает состязанию остроты.
«Мероприятие меня приятно удивило. Я участвовал в нем впервые, и думал, что это что-то вроде типичного поэтического конкурса, где смотрят на красивую обложку из форм, стандартных размерностей, да и вообще придерживаются более консервативных и зацензуренных взглядов. Так что, когда Андрей Родионов вышел на сцену и сказал нам, что можно и порой нужно выражаться, это приятно удивило. Слэм оставил теплые впечатления. Порадовала открытость участников, честность гостей, да и довольно прозрачная система оценивания. Благодаря этому событию я открыл для себя несколько интересных поэтов. Приятно удивила Кэтрин Тремор (я сразу пожалел, что не услышал о ней раньше), т.к. слышать от девушки стихотворения об актуальных проблемах, а не о душевных переживаниях, очень приятно и интересно. Я считаю, что современный поэт, в первую очередь, должен быть честным, и честным именно к самому себе. На мой взгляд, поэзия должна давать надежду на лучшее, но и должна показывать жизнь с худшей стороны. Еще я считаю, что современный поэт должен обладать и харизмой, потому что публика сейчас очень уж разбалована на предмет зрелищ, удивлять людей все труднее и труднее, а пока их не удивишь, большинство и слушать тебя не будет. Сейчас важно не бояться идти против правил и канонов. Да, раньше было много великих поэтов, но никто не станет великим, просто копируя давно умерших людей. Надо отдать им должное и идти дальше. Поэзия должна развиваться. Могу привести хороший пример из современных поэтов, который действительно обладает всеми чертами, какие нужны для такого непростого дела в такое непростое время – это Леха Никонов», – рассказал поэт Павел Воронин.
Воронежские поэты всегда принимают активное участие в слэме. В этом году было отобрано 13 любимцев муз. Для участия в воронежском слэме даже была допущена поэтесса из Москвы Екатерина Потехина, вызвавшая отклик у публики и других поэтов острыми политическими высказываниями и формой их подачи.
«В этом слэме было три интересных вещи лично для меня. Это угарное победное выступление Данилы Чекрыгина, обладающего раблезианским чувством юмора и пышущего харизмой. Запомнилась девушка под мальчика из Москвы с внятными политическими стихами. Наконец, было интересно посмотреть, как кабацкий формат слэма уместится в зале книжного клуба, и место оказалось не очень драйвовое», – отмечает поэт Антон Калашников.
В стихах воронежских поэтов политики было гораздо меньше. В их творениях слышится больше тоски, ностальгии, боли, поиск своего я, а в некоторых произведениях звучит и приговор обществу. Например, поэт Евгений Шестаков называет наше время «веком реально сомнительных ценностей».
Большая часть прочитанных стихов – лирика. Яркое, драматичное стихотворение публике представила Дарья Князева.
«Это было увлекательно, весело, драйвово. Но для себя сделала вывод, что формат не совсем мой или я не в формате слэма, и то и другое в одинаковом смысле верно. Для меня это был своего рода эксперимент, о специфике проведения я знала очень поверхностно и раньше никогда не участвовала и не присутствовала. Слэм – это поэтическая трибуна, и в первую очередь именно в этом смысле его следует воспринимать. До гражданской поэзии я, вероятно, еще не доросла… У меня попросту нет соответствующих произведений. Возможно, в будущем они и появятся, время покажет. По этой причине читала свое любимое, уже понимая, что «не формат». Рифмую я с шести лет. Всегда писала, что называется, в стол. Изредка попадала в альманахи ко дню поэзии, но не более. В последнее время все реже что-то рождается, но по большим случаям, когда болезненно необходимо выразить свои эмоции. В широком смысле – все о любви либо внутренних конфликтах, о том, что вызывает мощный эмоциональный выброс. Декламировать стихи очень люблю, свои ли, чужие ли не суть важно, важно, чтобы это отзывалось где-то внутри. Тогда процесс доставляет настоящее удовольствие», – рассказала поэтесса Дарья Князева.
По итогам двух туров битвы поэтов победителем стал Данила Чекрыгин. Участник дуэта «БананаБис» преподнес публике стихи-фантазии, буквально доведенные до абсурда. Сочная манера чтения Чекрыгина сразу привлекла внимание аудитории. Перед публикой выступил не просто поэт, а настоящий актер, отлично владеющий голосом, умеющий удерживать внимание зрителей.
В октябре Данила Чекрыгин представит Воронеж на всероссийском слэме, который в этом году пройдет в Красноярске, и как знать, может быть, покорит Париж.