Примерное время чтения: 8 минут
550

Трогательное искусство. В Воронеж привезли уникальные тактильные картины

Сюжет Платоновский фестиваль искусств - 2019
Алина Полунчукова / АиФ

4 июня в Воронежском музее изобразительных искусств имени Крамского открылась, пожалуй, самая необычная выставка Платоновского фестиваля искусств – семь тактильных картин, изготовленных специально для незрячих и слабовидящих людей. Совместный культурный проект Сбербанка, Музея изобразительных искусств имени Пушкин и платежной системы Visa «Видеть невидимое» позволил им в буквальном смысле прикоснуться к прекрасному.

Вошла в историю города

Крестьянская трапеза Джакомо Чипперо
Крестьянская трапеза Джакомо Чипперо Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

Шесть шедевров мирового искусства, а точнее их тактильные копии, путешествуют по стране, чтобы сделать живопись доступной для людей с нарушениями зрения. К произведениям Боттичелли, Кранаха Старшего, Шардена, Руссо, Гогена и Пикассо в каждом городе добавляют еще одну – из коллекции местного музея. В Воронеже такой картиной стала «Крестьянская трапеза» Джакомо Чиперра. Когда выставка отправится в свое дальнейшее путешествие, она останется в воронежском музее, навсегда став частью его коллекции. Аудиогид к ней озвучил известный актер Виктор Добронравов, а о произведениях из основной экспозиции рассказывает Народный артист России Евгений Миронов.

«Лет семь тому назад пришлось участвовать в работе конференции «Взаимодействие структур власти, бизнеса и культуры». Тема возникла неспроста, потому что никакого взаимодействия не было. Спустя несколько лет у нас появились меценаты и спонсоры, в том числе, Сбербанк, - рассказал на церемонии открытия директор музея имени И.Н. Крамского Владимир Добромиров. - Первое, что сделал для нас банк, - помог издать альбом произведений из нашего собрания. Потом была выставка, посвященная творчеству художников из Германии – уроженцев Воронежа. А теперь – инклюзивная выставка «Видеть невидимое». Прекрасно то, что в основе этой акции банка лежит глубоко гуманистическая идея – помочь ближнему, который лишен возможности видеть воочию эти картины. Эта акция уже вошла в историю художественной жизни нашего города».

«Прекрасно, что программа нашего форума пополнилась такой выставкой, как «Видеть невидимое». Я впервые познакомился с этим проектом, когда он еще существовал в стенах музея имени Пушкина. Я увидел, как это здорово и важно, и предложил привезти его в Воронеж. Нам пошли навстречу и Пушкинский музей, и Сбербанк, и наш музей имени Крамского, - рассказал художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. - Мы уже привозили на фестиваль театральный проект, который был предназначен для слабовидящих людей и тех, кто лишен зрения от рождения. На наш взгляд, он был востребованным и очень важным. Сегодня возможность поучаствовать в таком же проекте, но в изобразительном искусстве – для нас большая радость и честь. Спасибо всем, кто придумал этот проект, кто вложил средства в его продвижение. И прекрасно, что в Воронеже останется одна из работ на основе той картины, которая выставлена в нашем музее».

Кстати, Михаил Бычков в этом году поучаствовал и в другом инклюзивном проекте Сбербанка. Специалисты разработали специальное приложение, благодаря которому незрячие люди могут смотреть спектакли с тифлокомментированием. Специальный прибор через наушник передает особенным зрителям то, что происходит на сцене между репликами. Первым таким адаптированным спектаклем стала постановка «Дядя Ваня», которую Камерный театр представлял на фестивале «Золотая Маска».

Гостям церемонии открытия выставки показали и специально созданный документальный фильм «Представь себе» о том, как создавались тактильные картины. Его сняли знаменитые российские документалисты Катерина Гордеева и Николай Ковальков. Они работали над ним полгода, стремясь зафиксировать все этапы создания картин, когда только придумывался прототип этой выставки.

«Очень приятно, что банк совместно с пушкинским музеем и платежной системой Visa организовал такую уникальную выставку. Мы всегда стараемся поддерживать социальные инициативы и воплощать в жизнь интересные проекты», - рассказал заместитель Председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Денис Скребец.

Другой язык искусства

«Выставка подобрана таким образом, что в ней есть широта охвата. Картины выбраны из разных временных промежутков, очень разных авторов, - рассказала куратор выставки Ольга Морозова. - И тактильные ощущения, и аудиогид, и воображение каждого зрителя позволят создать свой собственный образ каждой картины. Посетители нашей выставки говорили, что так они могли больше прочувствовать работы Пикассо, Гогена и Руссо и понять, как они воображали свои идеальные миры. Так что эта выставка для многих людей открывает новые горизонты».

Искусство интерпретации любого художественного произведения – это очень сложная и деликатная работа. Поэтому неудивительно, что сотрудники музея имени Пушкина особенно тщательно подошли к созданию текстов для аудиогида.

«Мы впервые участвуем с этой выставкой в рамках фестиваля. Для нас это был невероятный опыт, - рассказали заместитель директора по науке Пушкинского музея Ирина Баканова. - Мы учились сами тому, чего мы раньше никогда не делали. Даже зрячему человеку не всегда просто объяснить, по каким принципам мы определяем, что есть шедевр. После того, как мы передали написанные к этой выставке тексты нашему искусствоведу, работающему со слабовидящими, и он вернул их с множеством правок. Многое из того, что кажется нам ясным в описании картины, будет совершенно непонятным нашей незрячей публике. Таким образом, мы сами учились другому языку. Это бесценный для нас опыт».

Прикоснуться к прекрасному

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

В первое же утро работы выставки в музей им. Крамского прибыла первая публика – постоянные читатели специальной библиотеки для слепых имени В.Г. Короленко. Они поднимаются по лестнице на второй этаж, держа друг друга под руки. Терпеливо ждут, когда на них наденут наушник, в котором скоро зазвучит аудиогид.

«Вот виноград, вот волосы Мадонны рыжего цвета, вот лицо, губы, нос. Виноградная лоза обозначает церковь Христову, а скала – незыблемость веры», - экскурсовод аккуратно проводит рукой каждого гостя по картине, помогая понять, что же перед ними.

«Незрячих от рождения людей нужно учить образам с детства, но в наших школах этим мало занимаются, - рассказала сотрудница библиотеки Надежда Жукова. - Образы тех людей, которые когда-то видели, и тех, кто не видит с рождения, существенно отличаются друг от друга. Представить то, что возникает в голове у незрячих от рождения людей, для нас невозможно. Одной тактильности мало. Чтобы представлять формы, цвета, должен быть хоть какой-то опыт».

Елена не видит с рождения. Сергей стал незрячим пять лет назад. А Ольга страдала близорукостью в детстве, пока не потеряла зрение полностью. Но увлечение девушки искусством не погасло.

«Меня поразила картина «Старый еврей с мальчиком» Пикассо. Возникло чувство жалости, сострадания к изображенным на этой картине. Единственное, чего нельзя ощутить на рельефных картинах - это цвет. Но если мне сказать, что это такого цвета, я это представлю, - поделилась Ольга. – Пока что мои пальцы нетренированные. Но если часто ходить на эти выставки, если заниматься, будешь ощущать все лучше. Я считаю, что таких выставок должно быть больше, чтобы незрячие люди имели возможность соприкоснуться с прекрасным. Быть эрудированным, быть знающим человеком – к этому надо стремиться каждому. Когда я еще могла видеть, меня потрясла картина Верещагина «Апофеоз войны» с черепами и выжженной травой. Я спать не могла две ночи из-за этой картины. Когда я не могу видеть глазами, я все время спрашиваю у тех, кто видит, а как выглядит то или иное произведение. Образы в моей голове, конечно, не совпадают с настоящей картиной, но я хотя бы могу иметь представление о ней. Так я заставлю работать свое воображение. Мы ничем не хуже зрячих, и мы вполне можем воспринимать любое искусство».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах