2 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств в музее имени Крамского открылась выставка живописца, графика, сценографа, современника Андрея Платонова Александра Тышлера.
Экспозиция под названием «Александр Тышлер. Игра и лицедейство» включает более 100 объектов. Подобный проект – явление уникальное, ведь последняя монографическая выставка произведений художника проходила в Москве в 1998 году.
Автором идеи выставки, ее куратором является Анна Чудецкая, старший научный сотрудник Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Предметы из собрания этого музея также легли в основу экспозиции. Выставка дополнена работами из коллекции Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Тульского областного художественного музея и Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, который предоставил графический лист «Продавец палок».
«Выставка открывается сначала у вас, а потом у нас в Отделе личных коллекций на Волхонке. Когда мы говорим о Платоновском фестивале, мы говорим, что это родина особой творческой энергии. Надеемся, что эта творческая энергия будет передана и следующим нашим проектам. Фигура Тышлера во многом не открыта, это человек, который прожил практически весь XX век. Одни о нем говорят как об абстракционисте, другие как о потрясающем сценографе. Григорий Козинцев, когда писал свой труд «Наш современник Вильям Шекспир», целую главу посвятил Александру Тышлеру, полагая, что его работы включают в себя все самое яркое, что есть в XX столетии», – рассказала Ирина Баканова, заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Казалось бы, можно сделать выставку исходя их хронологии творческой жизни художника, однако, чтобы показать масштаб такой неординарной личности, как Александр Тышлер, было решено использовать другой подход. Экспозиция разбита на пять разделов, которые отражают темы, близкие художнику.
«Человек на земле» – это «тема «заброшенности» человеческого существа». «Расстрельные темы» показывают насильственную смерть, бессмысленную жестокость. Эти мотивы появляются в творчестве художника после смерти близких, после событий Гражданской войны. «Любовь, или Мечта о прекрасной даме» – раздел, объединяющий женские изображения, выполненные Тышлером. «Каприччос» раскрывает тему цирковых представлений, народных гуляний, площадных театров. «Театр» подразумевает работы Тышлера как сценографа. Художником было оформлено порядка 80 спектаклей в Москве, Ленинграде, Минске.
Каждый раздел снабжен кратким пояснением, которое направляет зрителя, дает отправную точку для изучения работ Александра Тышлера, искусно сплетающего реальность и фантазию.
Познакомиться с выставкой «Александр Тышлер. Игра и лицедейство» можно до 2 июля в музее имени Крамского.