aif.ru counter
1288

«Мог погибнуть, но повезло». Космонавт Анатолий Филипченко о первом полете

Советский космонавт Анатолий Филипченко рассказал «АиФ-Черноземье» о том, что снится в космосе, почему на корабле нужно бегать и отчего падают российские ракеты.

Экипаж космического корабля «Союз-16» - командир Анатолий Филипченко (слева) и бортинженер Николай Рукавишников.
Экипаж космического корабля «Союз-16» - командир Анатолий Филипченко (слева) и бортинженер Николай Рукавишников. © / РИА Новости

В этом году российский космонавт, дважды герой Советского Союза Анатолий Филипченко отметил юбилей. Генерал-майору авиации и почётному гражданину многих городов мира исполнилось 90 лет.

«Это вообще-то редкий случай, когда иностранцу присваивают звание Почётного гражданина американского города, – рассуждает Анатолий Филипченко. – А вот меня решили отметить. Помните, была стыковка «Союза-19» и «Аполлона» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым с нашей стороны и Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом со стороны американцев? Я не только дублировал Алексея Леонова, но испытывал корабль для этого полёта и, собственно, открыл эту программу. Ну, а так как я эту программу начинал, администрация Хьюстона по ходатайству Хьюстонского центра подготовки американских астронавтов после успешного полёта дала мне звание Почётного гражданина города Хьюстон«.

Путёвка в жизнь

19-й космонавт СССР и 41-й астронавт мира Анатолий Васильевич Филипченко родился в селе Давыдовка Воронежской области. В семье, кроме него, было шестеро детей. Семь классов средней школы №2 он окончил в Острогожске, а в 15 лет был вынужден пойти работать токарем на мотороремонтный завод, так как у него на иждивении были мама, сестра и брат.

Сейчас эта школа носит имя космонавта, да и сам Анатолий Филипченко не забывает о земляках. Последние годы к 1 сентября он регулярно перечисляет по 40 тысяч рублей на нужды учебного заведения.

«Сумма небольшая, но я считаю своим долгом как-то помогать тем, кто дал мне путёвку в жизнь, – рассказывает космонавт. – Некоторые жалуются, что денег нет. А если я могу иногда школе помочь, значит, живу нормально – и мне, и жене Вере Павловне много не нужно. Мы – старики. У нас есть квартира, машина, гараж, дача. Главное, чтобы было здоровье! Меня никогда никуда не тянуло, даже в Москву, куда мне предлагали переехать с повышением по службе. Живу в Звёздном городке – почти в лесу. У нас тут спокойно, чистый воздух...»

В Острогожском историко-художественном музее Анатолию Филипченко посвящена экспозиция. В 1970-х годах космонавт передал сюда свои личные вещи, а в последний раз посещал музей в 2006 году.

«Если будете в нашем музее, обратите внимание на высотно-компенсирующий костюм для полётов на самолётах на больших высотах в стратосфере лётчика Филипченко, – акцентирует внимание директор музея Марина Пилипенко. – Также вы можете увидеть рукавицы космонавта и часы швейцарской фирмы «Омега», переданные Анатолием Васильевичем для экспозиции».

«Ничего сложного не было!»

В 1942 году Толя Филипченко поступил в Воронежскую спец­школу ВВС, которая в то время вернулась в Липецкую область из эвакуации в Караганду.

«Вместо кроватей у нас были двухъярусные нары, а матрасы мы сделали себе сами – из сена», – вспоминает космонавт.

В 1950 году после окончания Чугуевского военного авиационного училища получил диплом лётчика. В 1961 году окончил военно-штабное отделение Краснознаменской воздушной академии. Служба в ВВС стала отличным стартом и дала хорошую закалку будущему покорителю космических широт. На вопрос, что в карьере давалось ему трудней всего, Анатолий Васильевич отвечает бодро:

«Ничего сложного не было! Я довольно быстро всё схватывал. Помогла лётная подготовка. Понимаете, в космосе нужно быстро принимать решения. И к этому хорошо подготавливает жизнь лётчика-истребителя, лётчика-испытателя. Находясь в опасной ситуации, ты должен мгновенно принять верное решение. Иначе – каюк. В воздухе считанные секунды решают вопрос жизни и смерти».

Однажды в ночном тренировочном полёте на малых высотах у самолёта-перехватчика, в котором находился Филипченко, отказал один двигатель. Катапультироваться в сотне метров от земли – поздно, сажать самолёт в ночное время, когда ничего не видно, – опасно. Лётчик запросил разрешение на набор высоты, чтобы иметь возможность катапультироваться в случае отказа и второго двигателя. Всё обошлось.

Трава у дома

«Во время первого полёта в космос я мог погибнуть, но опять повезло, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Был момент, когда команда не прошла через автоматику, но я успел дать эту команду вручную. Можно сказать, что это лишь частично везение, а частично – умение».

После первого полёта Анатолий Филипченко подумал: «Хорошо, что нас так много, семеро, и мы могли делиться друг с другом нашими радостями и нашим волнением». А ещё решил, что правильно сделал, что не сообщил матери в Острогожск о предстоящем полёте. Вместо переживаний она сразу испытала радость.

Конечно, это только красивая легенда, что космонавтам в космосе, как в знаменитой песне, снится «трава у дома».

«Мне снилось всё то же, что и на земле, – улыбается Анатолий Филипченко. – Я очень спокойно переносил невесомость: хорошо работал вестибулярный аппарат, и я быстро входил в колею. Американцы наблюдали, сколько выживет в космосе паук, и он достаточно быстро умирал. А люди уже по году и больше летают в космосе – и ничего. Мы умеем приспосабливаться. Главное для космонавта – всё наблюдать, запоминать и верно докладывать после приземления. Но и здоровье важно. Ведь невесомость является противоестественным состоянием для человека, который привык к земному тяготению. И если не принимать меры, быть беде. Вот ребята сейчас летают, и каждый божий день бегают по два часа. Иначе можно прилететь из космоса инвалидом. Невесомость – страшный враг сердца. Сердце как насос, на земле оно преодолевает притяжение, гравитацию, а там оно просто атрофируется. Это опасно, и если не нагружать организм, после возвращения на землю сердце не справится с тяготением и остановится. Поэтому большинство космонавтов уходят из жизни из-за сердечной недостаточности. К сожалению, и многие мои товарищи ушли в мир иной».

Пожить еще хочется

Филипченко и на пенсии следит за новостями, в том числе в сфере освоения космоса.

«Слежу за всем, увлекаюсь международной политикой, из-за чего-то переживаю, – вздыхает он. – Жена меня за это ругает. Любые неудачи, конечно же, огорчают. Последние неприятные новости были, когда отказала наша ракета «Союз». Хорошо, что ребята спаслись. Но всё равно осадок остался. Считаю, что причина таких вещей – безалаберность при сборке. Раньше космическая отрасль хорошо снабжалась, были достойные технари, инженеры. А в 1990-е годы многие специалисты разбежались, в том числе из страны. Как бывший военный, с интересом слежу за новостями Министерства обороны, за нашим вооружением, особенно что касается лётно-космических, воздушно-космических сил. Я патриот своей Родины. И меня порадовало, что после армейской разрухи 90-х сейчас многое восстанавливается.

Космонавт считает себя счастливым человеком. У него есть семья – жена и сын. На вопрос, о чём он мечтает, говорит, что мечта одна – быть здоровым:

«Я уже прошёл огонь, воду и медные трубы. Всё испытал. Всё – в прошлом. Но и пожить ещё хочется. К 90 годам слабеет организм. Многие уже вообще не выходят на улицу. А я вожу машину, сохранил быстроту реакции. До 86 ещё мог на охоту ходить, потом почувствовал, что мне тяжело. Но у меня мать – долгожитель, она умерла на 96-м году жизни. Признаться, после полётов в космос стало расти давление, я сейчас не могу похвастаться сердцем, ношу электрокардиостимулятор на всякий случай. Наблюдаюсь у кардиолога. Стараюсь хоть немного, но ходить пешком».

Отвечая на вопрос, а как супруга помогала ему в освоении космоса, Анатолий Васильевич смеётся: «Самое главное – она мне не мешала!»



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество