До 18 декабря два воронежских государственных университета – архитектурно–строительный (ВГАСУ) и технический (ВГТУ) – намерены подать совместную заявку на участие в конкурсе по созданию опорного университета. Для региона это уникальная возможность заявить о себе и создать сильный образовательный бренд.
Ректор ВГАСУ Сергей Колодяжный рассказал «АиФ–Черноземье» о том, что такое опорный вуз, какие возможности появятся у его студентов и почему объединение двух сильнейших технических университетов нельзя путать со слиянием.
Никакой революции!
– Сергей Александрович, история с созданием опорного технического вуза в Воронеже началась со скандала. Поползли слухи, что ВГАСУ едва не закрывают. Как на самом деле развиваются события?
– Учёными советами Воронежского ГАСУ и ВГТУ было принято решение об участии в конкурсе и создании на базе этих двух вузов одного опорного университета. Я пришёл на работу на следующее утро и что слышу? – В СМИ объявили, что ВГАСУ закрывают. Ну, и кто так шутит? Никто даже не подумал о 15 тыс. наших студентов и 1,5 тыс. сотрудников с семьями!
Да, всё новое часто встречает непонимание. Есть печальные примеры, когда какой–то вуз признавали неэффективным и просто присоединяли к другому. Например, в Волгограде один вуз не прошёл аккредитацию, и его, как слабого, присоединили к более сильному. Но мы говорим о конкурсной программе и подаче единой заявки двух вузов на создание нового университета.
– А что думают по поводу вашей инициативы преподаватели и студенты ВГАСУ?
– У нас уже прошёл этап согласования внутри вуза. Состоялась студенческая конференция, в течение двух дней шли совещания профессорско–преподавательского состава. В своё время, когда я избирался на пост ректора, я обещал, что любые реформы – только после обсуждения со студенческим сообществом. В течение двух часов я разъяснял ситуацию, рассказывал, какие перспективы открываются – ребята должны понимать, что никто на улице не окажется. Но чтобы было завтра, нужно поработать сегодня.
Мы обсудили идею на всех уровнях и получили поддержку. Составлены выписки и протоколы заседаний. Теперь мы ждём такого же пакета документов от технического университета и начинаем быстро оформлять конкурсную заявку. Когда мы поймём, что отвечаем всем требованиям, тут же обратимся в правительство Воронежской области с ходатайством о поддержке программы развития опорного университета в Воронеже. По результатам подготовительного этапа в министерство будет направлен общий пакет документов для участия в конкурсе.
– Есть ли у вас конкуренты в конкурсе и когда ждать его результатов?
– На сегодняшний день на всей территории РФ второй такой заявки нет. Мы надеемся, что нас порадуют до нового года. А дальше всех нас ждёт кропотливая работа – составление программы развития нового университета сроком от 3 до 5 лет.
Не слияние, а сотрудничество
– Так что подразумевает под собой формулировка «опорный университет»?
– Мы создадим новый университет. И это не слияние. Все вузы останутся на своих местах, коллективы – тоже. Не будет объединения кафедр и факультетов. Все студенты, которые поступали в свои вузы, будут там и учиться. Но вырастет мобильность студентов. Перевод из одной учебной организации в другую не потребует никаких дополнительных документов. Во главе каждого института встанет директор. А объединит их один ректор и главный бухгалтер.
Во всём мире крупные университеты создавались не сразу. Они также объединяются в общий бренд, но живут независимо. При этом все показатели они суммируют и таким образом занимают высокие места в рейтингах.
– Получается, в регионе появится вуз федерального значения?
– Сегодня на территории Воронежской области нет ни федерального, ни научно–исследовательского университета. Мы можем сказать, что создание опорного университета повысит привлекательность вузовского сообщества региона. Это позволит привлечь новые кадры, новых студентов.
По всей России создадут 10–15 опорных университетов. Им будут отдавать приоритет в распределении финансирования, целевых программ. Сегодня воронежские вузы проигрывают в конкурсе по сравнению с федеральными. Наши заявки слабоваты, потому что у нас не хватает статуса. А мы хотим быть в первом эшелоне. Чтобы достигнуть необходимых показателей, мы должны объединить свои усилия. При этом выиграет вся Воронежская область.
Сплошные плюсы
– Что даст Воронежскому ГАСУ этот новый статус?
– Мы идём по уникальной схеме, видим новое направление развития и хотим в этом участвовать. Это новые рабочие места, корпуса, лаборатории, базы. Это высокие зарплаты преподавателей и максимальная социальная поддержка студенческого сообщества. Это новые общежития, инфраструктура, финансирование научных работ...
Говорят, что опорный университет подразумевает только профильные предметы. Но это не так. Разрешается широкий спектр научных программ.
На встрече со студентами и родителями я сказал: «Я знаю, что нужно сделать, чтобы через два–три года, окончив университет, вы остались на бюджете в магистратуре и аспирантуре. А у новых абитуриентов было больше возможностей поступить за счёт субсидий, а не за счёт собственных средств».
– А что касается общественной и творческой жизни студентов ВГТУ и ВГАСУ? Она станет единой или каждый останется при своём?
– Мы хотим преподнести подарок всему вузовскому сообществу, всей студенческой среде. Вместе мы можем создать полноценный воронежский «Селигер». Для 30 тысяч студентов нужна общая база отдыха. Учебный процесс будет раздельным, но создастся мощнейшая социальная программа, которая позволит студентам вместе общаться, отдыхать. Ещё раз подтвердим, что Воронеж – студенческий город.
И при этом у каждого института будет свой актив. Руководители профкомов уже приняли решение, что в опорном вузе будут существовать две профсоюзные организации. Со своими лидерами, своими «Вёснами», КВНами, шутками. Так они работали и должны работать. Этого нельзя отнимать.
Программируем воду
– Планируется ли ведение совместных научных и социальных проектов с другими вузами Воронежа?
– Как один вуз без другого?! Мы сможем подстёгивать всё научное сообщество. И мы уже это делаем. ВГАСУ выиграл грант на разработку нового уникального сооружения для очистки сточных вод. Мы почистили иловые озёра, остался осадок. Что с ним делать? Мы везём этот осадок в СХИ, в котором есть уникальная лабораторная база. А там учёные нам говорят, что, оказывается, это гумус – самое дорогое удобрение.
– И как работает ваше изобретение?
– Это совершенно уникальная установка – никакой химии, никаких порошков. Мы научились программировать воду ультразвуком. Установки опускаются на дно и начинают очищать воду. Лёд над ними образуется крепкий, но пористый как шоколад. И вода подо льдом насыщается кислородом. Даже рыбы будут стремиться к этому месту.
– Как вы планируете использовать разработку?
– Мы выходим чистить Воронежское водохранилище. На заседании комиссии по реновации Воронежского «моря» нам дали добро. На отдельном участке водохранилища появятся 10 установок. Мы покажем там, как они работают, а потом возьмёмся за остальную часть. В некоторых местах глубина нашего водохранилища достигает 30 метров! Это грандиозный проект!
Параллельно мы уже установили оборудование в наш седьмой корпус. И через неделю из каждого краника там будет литься чистая ГОСТовская питьевая вода. А в 2016 году начинается уникальная программа «Чистый Байкал». Если мы покажем, как почистили Воронежское водохранилище, сможем участвовать и в ней. Представьте, Воронежская область чистит Байкал!
Пусть останутся достойные
– Недавно не аккредитовали инженерно–гуманитарный факультет ВГТУ. Если вашу совместную заявку на конкурс одобрят, какова будет судьба его студентов?
– Понимая, что мы совместно участвуем в конкурсе, мы приглашаем студентов к нам. Если всё пройдёт хорошо, они вполне могут отправиться обратно в родные пенаты. Хотелось бы сказать – ребята, подождите до конца декабря. А сегодня, я считаю, если студент захочет перевестись, мы должны нарисовать ему дорожную карту. Он собирает документы, подаёт заявление и без проблем поступает в наш вуз. Надо достойно выходить из этой ситуации – с заботой о студентах и преподавателях.
– А как вы вообще относитесь к закрытию неэффективных образовательных организаций? Ведь это ставит в трудное положение их руководство, студентов и сотрудников.
– Моя позиция чёткая и жёсткая. Если есть принципиальное нарушение образовательного стандарта – надо закрывать. Потому что учат неправильно! Каждое учебное заведение должно работать по нормативу. Вы шутите над кем?! Над тем студентом, которому завтра нужно будет трудоустраиваться. Надо преподавать то, что ему понадобится в работе. А в случае закрытия – требовать полноценную ответственность с руководителя. Куда он смотрит? Есть документ, который нужно исполнять. Пусть остаются только достойные. Да, это жёстко. Но должна быть ответственность.
На правах рекламы