В Библиотечно-информационном центре семейного чтения в Липецке состоялась «Народная приёмная» «АиФ-Черноземье». Собрались десятки горожан. Такой интерес жителей не случаен. В этот раз «Народная приемная» была посвящена всегда актуальной теме ЖКХ.
Вместе с журналистами «АиФ-Черноземье» вели приём руководитель липецкого центра НП «ЖКХ-контроль», первый вице-спикер городского совета депутатов Фёдор Жигаров, заместитель председателя постоянной комиссии по ЖКХ Людмила Яськова и член общественного совета, юрист Максим Бабкин.
Откуда разные нормативы?
Многие из тех, кто пришёл, говорили о частных проблемах, но поднимали и общие вопросы, которые касаются каждого. На некоторые из них депутаты отвечали прямо на месте, другие «брали на карандаш».
«Почему, чтобы решить какой-то вопрос, надо обойти всех жильцов, провести общее собрание, набрать нужное количество голосов? Те, кто хоть раз пытался это сделать, согласятся со мной – это нереально, в результате многие вопросы так и остаются нерешёнными, - посетовал житель дома № 8 по улице Шубина Александр Казьмин. – Разве нельзя как-то упростить эту процедуру?»
«Мы хотим управлять своими домами, что-то менять, но у нас связаны руки», - поддержали его другие липчане.
«Неделю назад мы были в Госдуме, где как раз обсуждался вопрос создания института профессиональных управдомов. Подобный опыт работы есть в Германии, - сказал Фёдор Жигаров. - Там люди выбирают профессионального управляющего, чтобы тот следил за домом и решал вопросы от их имени. Конечно, перенести этот полностью не получится – тогда придётся переписывать Жилищный Кодекс. Но что-то позаимствовать, возможно».
«По сути профессиональный управдом - это менеджер, которого будут нанимать собственники для управления домами. И если в каждом доме появится хотя бы один такой человек, который будет помогать жильцам решать коммунальные проблемы, многое в сфере ЖКХ поменяется», - добавила Людмила Яськова.
Ещё один больной вопрос – ОДН. И хотя сегодня он уже не стоит так остро, как раньше, он по-прежнему вызывает много споров. Люди не понимают, почему нормативы на ОДН для всех разные.
«Ведь мы пользуемся тем же светом, той же водой, что и другие жильцы», - привела аргумент липчанка Анна Тростникова.
«Нормативы потребления не могут быть одинаковыми для всех, так как все дома разные. Где-то пять этажей, где-то десять, где-то есть чердак, где-то - нет. Поэтому при определении норматива всегда учитываются констуктивные и технические особенности дома, - пояснила Людмила Яськова. – Все цифры проверяемые. Если вы им не доверяете, можете написать заявление, мы отправим его в ГЖИ -специалисты проверят, все ли площади учтены, не посчитаны ли лишние».
Что касается норматива на ОДН за отопление, то большинство УК заключили с ресурсоснабжающей организацией договор переуступки права. Именно поэтому счета за тепло на ОДН выставляет липчанам сама «Квадра».
«Зачем согреваем улицы?»
Этой зимой многих липчан шокировали счета за отопление.
«Получила платёжку и обомлела – за однокомнатную квартиру 3,5 тысячи! - пожаловалась жительница улицы Папина Валентина Тропинина. – Это откуда такая цифра?»
Конечно, как говорят специалисты, нужно разбираться в каждом конкретном случае, могут быть и ошибочные начисления. Но, так или иначе, цены за отопление в феврале выросли у всех и связано это с январским повышением тарифов.
«До этого несколько лет подряд тарифы на коммунальные услуги повышались только раз в году – в июле, а в 2019 году они повысятся дважды – в июле и в январе. Поэтому и выросла цена за отопление», - уточнила Людмила Яськова.
«Но почему энергетики так неэкономно расходуют тепло? Вы посмотрите, во многих домах зимой форточки настежь, - резонно заметили липчане - А вместе с теплом из квартир улетают и наши деньги».
Проблема не нова - каждую зиму липчане жалуются на перетопы домов. Но она так и не решается.
«Энергетики подают в систему теплоноситель определённой температуры. Допустим, речь идёт о горячей воде. На вводе в дом её температура может достигать 110 градусов, но в квартиру должна прийти вода 65 градусов. Кто должен отрегулировать систему? Управляющая компания, но зачастую она этого не делает, - сказала Людмила Яськова. – Мы бились над этой проблемой целых три года. И, наконец, решение нашлось.
С 1 марта 2019 года, согласно постановлению Правительства РФ № 1090, если управляющая компания не проведёт промывку и регулировку системы отопления, её можно будет привлечь к административной ответственности вплоть до лишения лицензии».
«А кто за этим будет следить?» - уточнили жители.
«Эту работу контролируют ресурсоснабжающие организации. Как только они сообщат нам, что в каком-то доме не отрегулирована система отопления, мы тут же направим жалобу в ГЖИ, которая должна будет провести проверку».
Тема тарифов оказалась настолько животрепещущей, что вопросы следовали один за другим.
«Может ли УК самостоятельно менять тарифы? - поинтересовалась Надежда Варварина с улицы Коцаря, 10.
«Повышение тарифа на содержание жилья возможно в двух случаях: если так на общем собрании решат сами собственники или «уровень инфляции», если это прописано в договоре с УК», - пояснил специалист.
Как навести порядок во дворе?
Волновало липчан и благоустройство их дворов. Особенно тех жителей, кто сам приложил к этому делу руку.
«Раньше у нас была прекрасная площадка, росла сирень, много деревьев, а потом пришли ребятишки, всё разломали, да ещё машины весь двор изуродовали. И что нам теперь делать?» - спросила Валентина Слинкина с улицы Хорошавина, 20.
«Сначала надо выяснить, какой земельный участок принадлежит вашему дому. Информацию об этом можно запросить в управляющей компании или БТИ. А затем посмотреть: если на этом участке были какие-то объекты, например, лавочки, карусели, то тот, кто их снёс, обязан будет их восстановить, - пояснила Людмила Яськова. - Можно пойти по другому пути – сейчас в Липецке реализуется программа «Формирования комфортной городской среды». Чтобы в неё попасть, нужно провести общее собрание и определить виды работ, которые необходимо выполнить. В минимальный перечень включены установка скамеек, урн, освещение и тому подобное. Если жители захотят что-то сверх того, например, красивую беседку, за это придётся доплатить».
Пока точный размер доплаты не известен. Новые рекомендации Минстроя ещё не поступили. Но ожидается, что процент софинансирования составит от 3 до 20%. Дизайн-проект благоустройства вместе с протоколом общего собрания и заявкой необходимо передать в департамент ЖКХ.
Жаловались липчане и на плохую работу управляющих компаний.
«11 лет в нашем доме не было текущего ремонта. Почему пока не дойдёшь до Путина, никто не начнёт ничего делать?», - пожаловалась липчанка Лидия Зеленская. Фёдор Жигаров напомнил, что существует много механизмов воздействия на недобросовестные УК.
«Не нужно обращаться в управляющую компанию устно. Есть претензия? Напишите заявление. По закону УК должна ответить на обращение собственника не позже 10 рабочих дней. Если она никак не отреагирует или ответ вас не устроит, вы можете пожаловаться в Госжилинспекцию. В 2018 году именно по результатам рассмотрения жалоб граждан она оштрафовала управляющие компании почти на 16 млн руб. Есть ещё один надзорный орган – прокуратура. Главное - грамотно составить заявление, указав, как были нарушены ваши права. В конце концов, у собственников есть полное право сменить УК, которая их не устраивает, и выбрать новую».
Всего на приёме «АиФ-Черноземье» побывало более 20 человек. К сожалению, приходится констатировать: проблем в ЖКХ по-прежнему много и решаются они очень медленно. А за помощью жители чаще идут не в кабинеты чиновников, а в газету.