Деревня прокормит. Легко ли выжить сегодня крестьянину?

Некоторые видят выход в том, чтобы уехать в деревню. Мол, огород и хозяйство не оставят голодными. Но так ли хорош рецепт «антикризисного» спасения?

   
   

Огород как отдушина

Ирина Рагушина, учитель английского языка, приехав из Польши, не нашла  подходящей работы в городских школах. Но работать надо было, вот она и  переехала в  село.

– Даже не думала, что стану селянкой,  – рассказывает Ирина Спартаковна. – Я и в институте всегда от сельхозработ отлынивала, и бабушке на уборке картошки не любила помогать. А сейчас – работаю в сельской школе: классы небольшие, оборудование – какое душе угодно, дети отзывчивые и способные.

А после работы Рагушина выходит на огород – признаётся, он стал её отдушиной. Там и газон, и цветы, и овощи разные. Плюс – природа, грибы, свежий воздух.

– Жить на своих фруктах–овощах – очень выгодно!  Я благодарю судьбу за то, что так получилось, и село на город  никогда не променяю!

Ещё одна причина, по которой люди переезжают в сельскую местность – спокойствие и чистый воздух. Александр и Ольга Панченко приехали в село из Москвы – устали от копоти машин и городской суеты.

   
   

– Как сказал мудрец, – улыбается Александр, – жить надо там, где растёт трава. Здесь вдоволь и травы, и чистого воздуха.

Панченко даже газ в свой дом не проводят. Им нравится запах дыма от дров и разогретые кирпичи, тепло от которых не сравнить с батареей. У Панченко под сотню кур–несушек. В селе много дачников, деревенские яйца  расходятся, как горячие пирожки.

В то же время жизнь в селе – нелёгкий труд. От своего беспокойного хозяйства Панченко и на день не могут отойти. Но это их не пугает. Знали, на что шли.

– Жена каждый день встаёт в 6 утра, я на час позже, – рассказывает Александр. – Но зато и отдохнуть можно, как в городе никогда не отдохнешь. Тут река, лес. Я птиц люблю, зимой их подкармливаю. По 10 мешков семечек на них трачу! Для души – не жалко!

Щедрые бонусы

– За три года к нам переехали 15 семей, – рассказывает Анатолий Попов, коренной житель села. – Один глава семейства основал кооператив по ремонту домов. Второй – личное подсобное хозяйство, третий работает на пожарно–спасательном посту. Всё от человека зависит. Если кто серьёзно настроен – в селе всегда найдёт и работу, и пропитание. Земля для русского всегда кормилицей была.

Прибавляет оптимизма и то, что в управлении сельского хозяйства тем, кто собирается переезжать в село и заниматься фермерством, обещают всестороннюю поддержку. В ведомстве регулярно проводят консультации, организуют учёбу. Объясняют, как перевести личное хозяйство в фермерское и почему это выгодно. Так, статус фермера даёт шанс получить ряд субсидий и других мер гос­поддержки, позволяющих окупить до половины расходов.

Также начинающие фермеры могут подать документы на получение гранта, сумма которого доходит до 1,5 млн руб. А когда увлекутся фермерством всерьёз – могут рассчитывать и на сумму побольше – до 3 млн. Правда, такую поддержку хотят многие, поэтому деньги выделяются на конкурсной основе. Кроме того, гранты предоставляются на условиях софинансирования. Начинающему фермеру нужно будет внести 10% от суммы гранта. Развивающемуся – 40%. Такие средства есть не у каждого.

Идём к разорению?

Конечно, чиновники любят рассказывать, как здорово государство помогает фермерам и владельцам частного подворья. Но стоит приехать в село, как понимаешь – порой это только лишь слова.

– Я занимаюсь животноводством, – рассказывает один из фермеров Шебекинского района, не захотевший, чтобы его фамилию озвучивали в газете. –  У этого вида деятельности очень низкая рентабельность, практически нулевая. Чтобы успешно развиваться, как воздух нужна поддержка. А мне дают лишь 15 тысяч рублей на родившегося телёнка. Капля в море!

Но что о поддержке говорить, хоть палки бы в колёса не вставляли. Как получилось весной у этого же фермера, когда часть его поля, 1 600 гектаров из 4 200, оказалась (без его ведома!) продана крупному московскому агрохолдингу.

– Я поле холил–лелеял, к севу готовил, – возмущается он. – В сентябре вспахал, удобрения внёс, купил семян пивоваренного ячменя, 130 тонн по 22 рубля за килограмм (это высокая цена – за зерно, полностью подготовленное к посеву). Выезжаю сеять – а меня разворачивают, говорят, куда едешь, поле не твоё!

Оказывается, в марте этого года для фермеров отменили преимущественное право пользования землей, и на конкурсных торгах землю, которая была в аренде у фермеров, теперь можно перепродавать.

– Как дальше развиваться? Кто мне вернёт затраты на подготовку почвы, на удобрения? Куда я теперь дену эти 130 тонн семян? На следующий год они не годятся, потеряют ценность. Продать некому, – недоумевает фермер.

– Земельный вопрос для фермеров сейчас один из самых больных, – согласен с коллегой ещё один белгородский фермер.

По его словам, зачастую в районах очень высокие  налоги на невостребованные земли – на те паи, которые достались в наследство от прежних собственников.  Вот за год фермерам «набегает» изрядная сумма этого налога.

Есть у фермера вопросы и по так называемой «несвязанной поддержке»: если раньше сельхозпроизводителям в период посевной выделяли субсидии на покупку горючего и удобрений, то с прошлого года эти выплаты заменили фиксированной суммой, но во–первых, её не всегда хватает, а во–вторых, даже эти деньги не выплачивают полностью.

–  И с кооперативами туговато, – признаётся фермер. – Обещанной поддержки нет. Субсидии – 50% затрат на покупку молодняка – пока лишь разговоры.

Фермеры как один утверждают: если срочных мер принято не будет, эта отрасль просто разорится.

Фермеров обучают!

По данным официального сайта департамента АПК Белгородской области, в регионе действует подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования Белгородской области на 2014-2020 гг.» государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 гг». Проводятся выездные семинары в районах, на которых  представителей фермерского сообщества области знакомят с действующими на территории региона целевыми программами поддержки, а также с условиями участия в конкурсе на право получения государственной поддержки в рамках программ «Поддержка начинающих фермеров», «Развитие семейных животноводческих ферм» и «Развитие сельскохозяйственной кооперации».

Фермерам объясняют, какие требования предъявляются к заявителям - одним из условий участия, например, служит наличие бизнес-плана. 29 сентября 2016 года такое  мероприятие проводилось в Грайворонском районе, где присутствовали специалисты  районных администраций и сельхозтоваропроизводители -  в обучающем семинаре приняли участие более 20 человек.