От «звездной болезни» - в массовку. Режиссер о правилах детского театра

Детский театр постоянно ездит по фестивалям и занимает первые места. © / Стелла Елфимова / Из личного архива

Липецкий театр «Дебют» уникален тем, что здесь все актёры – дети. Но играют они как профессиональные артисты. Искренне, ярко, выразительно. Поэтому их постановки собирают полные залы. «АиФ-Черноземье» поговорил с руководителем театра Стеллой Елфимовой о том, почему детскими постановками не должны заниматься непрофессионалы и чего не хватает режиссерам, работающим в этой сфере.

   
   

Обрела дар речи

«Саша, громче, эмоциональнее: «А вот как закружит да как начнёт всех швырять к барьеру!», - задаёт тон режиссёр, и Саша его тут же подхватывает. И вот он уже не Саша Волокитин – ученик 11 класса 55-ой школы, а писатель Аркадий Аверченко - сидит в ресторане на Приморском бульваре и рассуждает о революции.

«Идея создать свой театр появилась у меня давно. Но со взрослыми работать не так интересно, как с детьми, - рассказывает в перерыве между репетициями Стелла Елфимова. - Взрослые актёры слишком амбициозны и, как мне кажется, слишком заштампованы. А дети - они живые. Они по-другому ощущают мир. Если для взрослого актёра игра отдельно, жизнь отдельно, то для ребёнка игра - и есть жизнь. Они безоговорочно верят в то, что делают. Ребёнку скажешь: ты цветок - и он будет цветком, стул - будет стулом».

В её театре дети разных возрастов: и шестилетние малыши, и 16-летние подростки. В жизни это обычные мальчишки и девчонки, но на сцене они преображаются – становятся настоящими артистами. Каждый из них может сыграть любую роль: и пожилой учительницы, и девочки-подростка, и даже неодушевленного предмета. 

«Неталантливых детей у нас нет, да их и не бывает, - убеждена Стелла Евгеньевна. - Главное – заразить ребёнка любовью к тому, что ты делаешь, не важно, будь то театр, рисование или журналистика. У меня как-то была девочка, которая до пятого класса вообще не разговаривала. А на сцене в прямом смысле слова обрела дар речи. У педагогов был шок. Когда закончился спектакль, ко мне подбежали учителя: «Стелла Евгеньевна, как хорошо, что вы у нас появились, потому что у нас есть дети с проблемами…». Увидев недоумение на моем лице, удивились: «Как? Разве вы ничего не знаете?». А я действительно ничего не знала, для меня это обычные дети. Так что когда учитель говорит, что ребёнок сложный, проблемный, для меня это сигнал – значит, стоит обратить на него внимание, в нём точно что-то есть».

Не развлечение, а тяжёлый труд

Дети участвуют в постановках как профессиональные актеры. Фото: Из личного архива/ Стелла Елфимова

Театр «Дебют» существует пятый год. За это время здесь поставили шесть спектаклей. Каждый из них отмечен высокими наградами в области театрального искусства.

   
   

«Мы делаем вещи, которые больше никто не делает. Берём изначально сложный материал - Брехта, Аверченко, Хармса, Лорку, перерабатываем его и ставим на сцене, - продолжает Стелла Евгеньевна. – Да, это тяжело, но что делать? Пьес для детского театра сейчас практически нет. Помню, как на одном фестивале играли пьесу «12 месяцев» 12 раз! Не знаю, как жюри это выдержало. Каждый режиссёр выкручивается, как может. Кто-то пишет пьесы сам, кто-то переделывает из рассказов. Я, например, что-то беру из старых аудиозаписей, книг, добавляют что-то своё – так и рождается пьеса. Однажды нашла аудиозапись 1970-х годов сборника рассказов Александра Раскина и поставила по нему спектакль «Как папа был маленьким». А вообще с детской драматургией просто беда. В этом году моя воспитанница Юлия Романова поступила в Санкт-Петербурский университет кино и телевидения как раз на отделение драматургии. Мы с ней сразу договорились: если поступит, напишет для нас пьесу. Так что ждём теперь от Юли хороший материал!»

Утром уроки, после обеда репетиции - в таком режиме живут все актёры «Дебюта». Устают, но учатся терпеть, прилагать усилия, преодолевать трудности – как во взрослой жизни. Те, кто приходят сюда повеселиться, отдохнуть, надолго не задерживаются. 

«Актёрская профессия – это не развлечение, а тяжёлый труд. Право выйти на сцену и говорить со зрителем нужно заслужить, дети это понимают, - говорит Стелла Елфимова. – Зато потом, когда они приезжают на фестиваль и им говорят, что они лучшие, они по-другому начинают себя чувствовать. Детям важно, чтобы их хвалили».

Конечно, как и у любых актёров, у ребят случаются «звёздные болезни». На этот случай у режиссёра есть проверенное «лекарство» – отправление в массовку. Все «симптомы» тут же проходят. 

Сцена – не для дилетантов 

У многих к детским театрам сложилось предвзятое отношение – как к чему-то несерьёзному, незначимому. Отчасти, считает Стелла Евгеньевна, в этом виноваты сами театры. 

«Вы же не ходите лечить зубы к человеку, который просто любит бормашину. Вы идёте к специалисту. Но почему-то считается, что учитель истории или физкультуры может делать спектакли. На мой взгляд, это получается просто ужасно. Не раз наблюдала на фестивалях такую картину: выбежит толпа ребятишек, что-то прокричит и убежит обратно. Для домашнего театра, может, это и годится, но не для профессиональной сцены, - рассуждает Стелла Евгеньевна. – Такой дилетантский подход портит детей, формирует у них неправильное представление об актёрской профессии, о театре. Каждый должен заниматься своим делом. Учителя – учить, режиссёры – ставить спектакли».

Детские театры правильнее было бы создавать при колледжах искусств, считает Стелла Елфимова, где со школьниками могли заниматься студенты. Старшие учили бы младших петь, танцевать, держаться на сцене. Вот вам и готовая музыкальная труппа.

Кстати, Стелла Елфимова предлагала чиновникам сделать в Липецке полноценный детский музыкальный театр. Но идея так и повисла в воздухе.

«Обычно, когда речь заходит о таких проектах, всё упирается в деньги. Но в данном случае не потребовалось бы каких-то больших финансовых затрат. Нам даже помещения отдельного не нужно. Мы находимся при школе, и нас это вполне устраивает, - говорит режиссёр. – Достаточно поставить два прожектора, сделать амфитеатр и выделить пару педагогов по вокалу и танцу - всё остальное мы сделаем сами, как делаем все эти четыре года».

Смотрите также: