Без просвета. В липецком селе Набережное живут в темноте

Екатерина Саенко / АиФ

   
   

Кому фонарь?

мнение
Александр Новосельцев, известный елецкий архитектор и писатель: - По статистике, каждый день в России исчезает три деревни. Не нужно далеко ходить, возьмём нашу Липецкую область: из 2 871 населённого пункта в 1959 году в 2003-м осталось 1 587, т.е. за полвека деревень стало вдвое меньше. Деревни обезлюдивают. И смотреть на это очень больно. Закрывают клубы и почты, школы и медпункты. В результате люди остаются без работы. Что им ещё делать? Уезжать в города. Но мне кажется, что всё равно на уровне подсознания человек тянется к земле. Да, пусть сейчас люди приезжают в сёла просто отдохнуть, но потом кто-нибудь захочет тут остаться.
Сегодня в Набережном проживает около тысячи человек, большинство – пенсионеры. Оставшись практически без уличного освещения, они какое–то время ещё терпели, а теперь, говорят, стало совсем невмоготу. Вечером по улицам ходить страшно: того и гляди, угодишь в какую–нибудь яму и переломаешь ноги. Ладно бы нормальные дороги были, а то одни направления, местами  засыпанные щебёнкой.

– А зимой, когда появляется ледок, вообще передвигаться невозможно! – жалуются селяне и без надобности стараются из дома не выходить или берут с собой фонари.

Да и скорая помощь не всегда в темноте может отыскать нужный адрес. Правда, так было не всегда. Село погрузилось во мрак примерно три года назад.

– По просьбе бывшей главы сельсовета энергетики срезали почти все уличные фонари, якобы из соображений экономии, – рассказывает Алла Шульга, пенсионерка. – А о людях–то никто не подумал. Хорошо освещается только центральная улица и более–менее дома, что рядом с железной дорогой.

Впрочем, отсутствие нормального освещения – не единственная проблема. Несколько лет назад в Набережном, по словам жителей, закрыли клуб. Потом такая же участь постигла участковую больницу, оставили один дневной стационар на 4 койки. Такая вот оптимизация… Теперь за медицинской помощью селянам приходится ехать за 22 км в райцентр Волово или Тербуны. И не только за ней, но ещё за пенсией и зарплатой.

– Все выплаты нам перечисляют на карточки, только вот снять с них деньги – целая проблема, – жалуется Нина Илюшина, жительница села. – Отделение банка работает раз в неделю и всего три часа. Для того чтобы получить пенсию или оплатить коммуналку, нужно занимать очередь с раннего утра, но нет никакой гарантии, что тебя успеют обслужить. А в райцентр часто не наездишься – проезд туда и обратно стоит 80 рублей.

   
   

Денег нет

О проблемах людей глава  Набережанского сельсовета Татьяна заховаева знает не понаслышке, так как сама живёт в этом селе. Не знает только, чем им помочь.

– Мы сильно ограничены в средствах, – признаётся Татьяна Сергеевна. – Доходная часть нашего бюджета формируется в основном из налогов – имущественного и земельного. Одни от них освобождены, другие – просто не платят, в итоге остаются  копейки. Кое–какие дотации даёт район, но это небольшие суммы. В этом году в связи с кризисом их ещё и сократили… Но не всё так плохо. Вон у нас строят дом культуры. Хотя проблемы, конечно, есть.

А что же в районе – знают ли о проблемах на местах?

– Дороги, освещение – вечные проблемы таких сёл, – рассуждает Сергей Пикалов, заместитель главы Воловского района. – Но всё упирается в финансирование. По–хорошему, в том же Набережном надо менять все электросети, те, что есть сейчас, – сильно изношены, и на них опасно давать лишнюю нагрузку. У нас есть план реконструкции уличного освещения, и мы постепенно его реализуем: по 2–3 улицы в год. Но тут ещё вот в чём вопрос: сможет ли поселение позволить себе оплачивать это электричество, ведь стоит оно в восемь раз дороже бытового?

Вот и получается – замкнутый круг. С другими проблемами селян – та же история. То денег нет, чтобы их решить, то возможностей… Не удивительно, почему село постепенно пустеет. Молодёжь в поисках работы и лучшей жизни переезжает в города. И только старики остаются доживать здесь свой век.

Смотрите также: