Примерное время чтения: 6 минут
3001

Жители отдаленных деревень стали отшельниками поневоле

Липецк, 1 марта – АиФ-Черноземье

Если посмотреть на карту, то отыскать деревни, где осталось несколько жителей, не сложно, только на деле получается совсем наоборот. Часто добираться до таких мест нужно по грунтовым дорогам, да и указателей на вымирающие поселения уже не существует…

Куйманы (Спасское-Чириково)

По словам жителей, название этой деревни связано с местной рекой Куйманка, протекающей в нескольких километрах от поселения. Сейчас поселок насчитывает всего пару десятков дворов, да и в тех не все живут. Часто люди приезжают туда только летом, на дачу.

Куйманы и Спасское-Чириково считают единым поселением, только это не совсем так. По документам Спасское старше, чем Куйманы. Оно известно еще с 1710 года. Вторую часть названия деревня получила благодаря помещику Чирикову, который построил там церковь. Когда Спасское-Чириково стало деревней – неясно. Скорее всего, в 1990-х годах.

Итак, Куйманы – деревня Ивовского сельского поселения Липецкого района Липецкой области. Попробуем понять, чем живут «современные отшельники».

При виде незнакомой машины сельчане были в недоумении: скорее всего, не там свернули. Когда мы остановились, поздоровались с жительницей поселка Ниной Ивановной, она рассказала о жизни в вымирающей деревне.

– Здесь выживать нам помогают родственники, – начала женщина. – Они звонят, часто приезжают и привозят продукты. И, конечно, у нас свое хозяйство: куры, утки, гуси, козы, коровы. Больше помощи ждать неоткуда…

Хлеб и тот в Куйманы завозят раз в неделю частники, иногда не приезжают. В остальном – все свое: яйца, мясо, молоко.

Как-то, но выживают. Единственное, что считают большой проблемой куйманцы – это дороги. Они настолько плохие, что скорая помощь, что случись, не проедет. Летом – полбеды, а зимой, когда снег по колено, или осенью в грязь – лежи и умирай: до асфальта почти семь километров пути.

По словам Нины Ивановны, летом в Куйманах живут около 50 человек, в основном – дачники. Постоянных жителей в деревне всего два десятка.

– Почти все здесь – коренные жители, поэтому никуда не уедем, – заключила женщина. – Ехать нам некуда.

Еще Нина Ивановна рассказала нам про мусорки, которых нет. Все отходы куйманцам приходится выбрасывать в дома, которые давно пустуют.

– Контейнеров нам не привозят, наверно, дорого, – продолжала женщина. – Поэтому и выбрасываем в подвалы домов или и вовсе в комнаты: уже половина деревни завалено отходами.

И действительно, если присмотреться, то огромные кучи похожи на нашу липецкую свалку, только мини-версию. А деваться куйманцам некуда: не свои же дома захламлять.

Роза Люксембург

Эта деревня расположена восточнее поселка Куйманы. Образовалась намного раньше, чем соседская – в 20-годах прошлого столетия. До ВОВ там жили около 50 человек, сейчас – и двух десятков не наберется. Необычное название поселка не случайное – его назвали в честь деятеля международного рабочего движения Розы Люксембург. Местные жители окрестили деревню «Розовка».

Если бы не куйманцы, побывать в этой деревне мне бы не пришлось: указателя на нее нет. Там всего 8 домов и почти в каждом старики и старушки, у которых еще остались силы выращивать на участках картофель и держать кур и коз.

По словам местных жителей, в этой вымирающей русской деревне, помимо дороги, проблемы с водой.

– Если вдруг пожар – воды у нас нет, – начала приехавшая на время к родителям Екатерина. – Плотину смыло водой, и река, которая и так была неглубокой, летом пересохла…

И начались разговоры о русской дороге, которой нет:

– Если летом болезнь прихватит – можно как-то справиться, в остальное время– никакая машина не проедет. Вот зимой соседка ногу сломала – так мы женщину в таз посадили и по снегу до большой дороги катили…

После разговора у меня сложилось ощущение, что России не нужны не только русские деревни, но и их жители.

Смычка

Деревня Смычка находится в Чаплыгинском районе и относится к дубовскому сельскому поселению. Долгая дорога идет туда через лес. Спросить о проблемах на месте было уже некого: все дома были пусты. Предположительно, последний житель деревни покинул свое жилище в 2003 году. Календарь именно этого года я обнаружила в одном из домов.

Заглянув в домики, мне показалось, что уехали жители Смычки внезапно: в прихожих стояла (новая!) обувь, посуда…

Многие дома в этом заброшенном поселке давно пережили свой век: срубы сгнили, окна покосились, крыша в дырах. Скорее всего, жителей осталось там меньше десятка, вот и решили они уехать вместе. Забрали с собой все необходимое – и в путь.

В такую даль от цивилизации уж точно никакая автолавка с продуктами не доедет – по грунтовой дороге через лес летом – возможно, а зимой – исключено.

Уезжала я оттуда с чувством пустоты: если, как утверждают многие, деревня нас кормит, то где они, русские деревни? Самим выживать тяжело, а помочь отказываются. Может, и согласились покинуть жители Куйманы, да где их ждут? Как выразилась жительница «Розовки» Екатерина:

– Если никому не приносим пользу – не нужны значит…

Пустеют русские деревни, а с ними – и Россия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах