Воронеж, 10 декабря – АиФ-Черноземье
Корреспондент «АиФ-Черноземье» решила выяснить, как начинающие доктора устроились в сёлах, с какими проблемами столкнулись и, конечно, на что потратили свой миллион.
Далеко-далёко
Денег много не бывает, и, естественно, применение миллиону нашли все. Дилеммы – на что его потратить – не возникало. Большинство сельских миллионеров вложили деньги в жильё: новая квартира, ремонт, а то и небольшой домик. Благо, цены на недвижимость в районах области гораздо ниже воронежских. А некоторые участники программы, устроившись на работу в селе, остались жить в областном центре. Да-да, и такое возможно, если село недалеко от города. Новая Усмань, к примеру.
– Я уже почти год работаю в поликлинике Новоусманской ЦРБ. – рассказывает Сергей Колтаков, психиатр-нарколог. – Хотите верьте, хотите нет, но сначала я нашёл это место работы, а уж потом узнал, что устроившись сюда, можно получить миллион. Здесь целый год не было врача моей специальности. Несмотря на то, что работаю в селе, живу я по-прежнему в Воронеже, в Железнодорожном районе. На самом деле, было бы здорово купить домик в Новой Усмани - место отличное и от города недалеко. Да и вообще район перспективный, динамично развивается.
Юлия Борадулина, врач-педиатр из Рамонской ЦРБ жизнью в селе вполне довольна.
– Я сама из Аннинского района, поэтому для меня не было каким-то невероятным шагом решиться переехать в сельскую местность, – признаётся Юлия. – Сейчас я живу в посёлке ВНИИС, недалеко от Рамони. Мне здесь нравится – инфраструктура достаточно развита: есть магазины, кинотеатр, строят спортивный комплекс. Да, развлечений для молодёжи здесь меньше, зато какая природа – любой городской житель позавидует!
Но не все устроились поблизости от областного центра. Большинство молодых докторов отправились в глубинку. И, как казалось, там жизнь не так сладка…
– Я родился в Петропавловке, так что, можно сказать, вернулся на малую родину, – говорит Александр Жадько, хирург Петропавловской ЦРБ. – Перспектив у села, если честно, не вижу. Вся молодёжь отсюда уезжает – кто в Москву, кто в Воронеж на заработки, остаются одни старики. Это печальная картина…
Как белка в колесе
Зато работы в селе полным-полно. Кадровый голод ощущается не на шутку. К примеру, в Новой Усмани всего один врач-нарколог на район, а в Петропавловке только два хирурга в больнице и один в поликлинике. Очереди в амбулатории длинные, люди в очередях нервные, врачи на приёме замученные. Кроме того, доктору в селе надо быть, по старинке, мастером на все руки. Ведь ни о каких узких специалистах здесь речи не идёт.
– Мы и хирурги, и травматологи, и проктологи, и урологи – всего понемножку, – говорит Александр Жадько. – Работаем днём и ночью без праздников и выходных: операции, приём в больнице, плановые осмотры. Я даже сельской жизни, если честно, не ощущаю, потому что всё время провожу на работе.
Условия в некоторых больницах тоже оставляют желать лучшего: оборудование устаревшее, его не хватает, в помещении зимой холодно. Но такая ситуация не везде: есть ЦРБ, где не так давно прошёл ремонт, а то и построены новые помещения. Здесь, конечно, условия будут на порядок выше. Разные районы - разные больницы.
Работаем за гроши!
Но самой глобальной проблемой была и остаётся заработная плата. Сколько бы её не обещали повысить, по факту она остаётся низкой.
– Проблемы с зарплатой сейчас везде, – считает Сергей Колтаков. – И в городе, и в селе. Разве может мужчина прожить на оклад в шесть тысяч рублей? Да, есть ещё надбавки, но, поверьте, они не такие большие. Но я особо не жалуюсь, моя главная цель – набраться опыта. По контракту я должен отработать пять лет, для начала это неплохие условия. Потом буду искать работу с более достойной зарплатой.
– У меня оклад 5600 плюс дежурства в больнице и дежурства на дому, всего получается 12 – 13 000 рублей, – добавляет Александр Жадько. – А молодой терапевт в поликлинике вообще получает семь тысяч рублей вместе с дежурствами. И как содержать семью на такую зарплату? У меня дочка растёт – только ползать начинает. Мы с женой хотим двух детей. Поэтому зарплата играет огромную роль. Миллион, конечно, нам очень помог – мы купили квартиру в Петропавловке. А вот, что будет через пять лет, сложно сказать. Если зарплата останется на прежнем уровне, то я не исключаю, что могу вообще уйти из медицины. Судите сами: сейчас охранник получает 20 – 25 000 рублей. Когда нет достойной зарплаты, то и работать не хочется…
Выходит, молодёжь готова вкалывать везде – и в селе, и в городе, лишь бы платили достойно. А статистика, гласящая, что средняя зарплата врача в Воронежской области составляет 24 000 рублей, во многих случаях лукавит... И если ситуация не изменится, то что мы получим через пять лет – массовые увольнения из медицины?..