Пляска цен. Почему дорожают продукты?

Фото Валерия Христофорова / АиФ

   
   

Говорят, что паниковать не стоит, от этого только создаётся излишний ажиотаж в магазинах. Но на днях министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что россиянам придётся «потуже затянуть пояса», «отказаться от лишних бюджетных трат». Забавно, как будто в бюджетной сфере все эти годы только и делали, что жировали. В Москве, на «Рублёвке», толстосумы спешат избавиться от недвижимости, а простой народ ринулся в магазины скупать гречку и макароны...

Рванула, так рванула

Оказывается, и обыкновенная гречка может детонировать, как фугас. Редакция «АиФ–Тамбов» уже в прошлом номере говорила о росте цен на этот товар. Оказывается, антимонопольщики до недавнего времени проверяли всего лишь 15 социально значимых продуктов питания. Теперь специальным распоряжением правительства РФ гречка временно стала ещё одном социально важным продуктом. Поэтому Тамбовский УФАС стал контролировать и её «ценность» у производителей и оптовиков. Розничная сеть – это уже головная боль местных властей. Но у них нет никаких административных рычагов воздействия, кроме рыночных механизмов. Поэтому сегодня стоит задача насытить рынок этой и другой продукцией. Тогда и цена стабилизируется. В этой связи областное руководство предполагает повсеместно проводить ярмарки, которые плавно перейдут в предновогодние. По словам Игоря Вырикова, первого заместителя начальника управления сельского хозяйства области, в регионе в этом году собрали 12,5 тыс т гречихи. Этого объёма более чем достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности Тамбовщины. Однако в нашей области цены у производителей заметно подскочили – с 7 500 до 11 000 рублей за тонну гречки.

растут понемногу

Цены на продукты понемногу растут, как и в других субъектах РФ. Это происходит в основном из–за увеличения стоимости сырья у производителей. Сегодня этим вопросом занимаются на федеральном уровне, – говорит заместитель начальника комитета по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации Тамбова Марина Алмаева.

Но у государства на сегодняшний день нет действенных законодательных рычагов для усмирения цен. И это плохо. Есть, правда, ФЗ № 381. Если цены в течение 30 дней поднимутся на 30%, то государство может ввести регулятор на социально значимые продукты питания, но только на 90 дней. Но этого закона мало для гибкой работы по ценообразованию.

   
   

‑ По моему мнению, сеющие панику делают это намеренно и небескорыстно. Для нашей аграрной области наступили неплохие времена. Раньше не было стимула производить сельхозпродукцию – все прилавки были завалены импортом. Все тамбовские аграрии только и жаловались на проблему сбыта. Сегодня этого уже нет, – говорит наш постоянный эксперт, доктор экономических наук Николай Куликов.

Эта история показательна тем, что пока чиновники и антимонопольщики не научились «играть» на опережение. Им приходится «бежать вдогонку» за развитием того или иного экономического сценария. И это чувствуют потребители, находясь сегодня в состоянии лёгкого шока.

Смотрите также: