Выражение «растут как на дрожжах» давно перестало применяться к пирогам. Так зачастую говорят о ценах. За последние годы продукты питания дорожали в геометрической прогрессии. А цена на услуги ЖКХ иной раз доходит до величины прожиточного минимума.
Так почему доходы жителей не поспевают за расходами, и в чём корень этой беды?
Разница не в нашу пользу
официально | |
---|---|
Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области: - В 2013 году розничный товарооборот в Воронежской области должен составить 340 млрд рублей. Такой показатель обеспечен силами более чем 13 тыс. хозяйствующих субъектов, у которых более 20 тыс. торговых объектов. Торговые сети Воронежской области в среднем формируют около 22% оборота розничной торговли, и цифра эта продолжает расти. В регионе работает 17 крупных сетевых торговых структур, в ведении которых находится свыше 230 магазинов. В целом в местной торговой сфере задействованы 226 тыс. человек, или 22% от общего числа занятых. И производители, и поставщики продукции, и те, кто занимается розничной торговлей, и все остальные звенья этой цепи важны для области, поскольку все они вносят серьёзный вклад в экономику региона. |
Зарплаты в Воронежской области, как, впрочем, и во всей России, существенно отличаются от западных, при этом обуться-одеться-прокормиться за рубежом бывает проще, чем у нас.
«Это очень дорого, – заявил приехавший в Воронеж из Австрии программист Максимилиан ВЕНЦЕЛЬ, когда расплачивался в ресторане за обед. – Вена – дорогой город, но у нас за такие деньги можно покушать три раза».
«Я несколько раз бывала в Европе и всегда удивлялась состоянию тамошних цен на продукты, –
поделилась наша читательница Валентина Горшкова. – Всё соизмеримо с нашими, зато зарплаты российским не чета».
Действительно, к примеру, литр молока в Швеции в переводе на российские деньги стоит
50 руб., а в Воронежской области – 40. Разница вроде небольшая, но при этом заработная плата воронежцев в среднем в 4 раза меньше, чем у шведов. В итоге тратим, как в Европе, а получаем, «как в России». Кстати, по официальным данным, инфляция в нашей стране может достигнуть 6,3%, что для Европы стало бы катастрофой.
Ворочу, что хочу
Если посмотреть на то, как увеличилась заработная плата воронежцев за последние несколько лет, то можно только порадоваться. Ещё в 2000 году в среднем житель области довольствовался 1 376 руб., сейчас же средняя зарплата около 21 тыс. рублей.
Впрочем, экономисты сходятся на том, что средняя зарплата сродни средней температуре по больнице. К примеру, по данным Воронежстата, больше всех зарабатывают финансисты, строители и те, кто занят в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Их средняя зарплата доходит до 40 тыс. рублей.
Цены тоже не стоят на месте. Например, литр молока 13 лет назад стоил всего 8 руб., проезд в общественном транспорте – 2 руб., даже килограмм говядины можно было купить за 50 рублей.
Рост цен на отдельные продукты вообще подобен взрыву. Воронежцы помнят, как пару лет назад резко дорожали подсолнечное масло и гречка. Этой осенью удивили цены на яйца. Вместо привычных 30–35 руб. десяток стали продавать за 55–60, а то и дороже. Объясняли такой скачок самыми разными причинами – от повышения цен на зерно до нехватки кур. И, как утверждают поставщики, это не предел, к Новому году цена может взлететь до 100 руб. за один десяток!
По словам Александры Тищенко, руководителя Воронежского областного общества по защите прав потребителей, в повышении цен найти нарушение какой–либо нормы закона трудно. Ведь они ничем не регулируются, а определяются только состоянием рынка. «Накрути» продавец хоть в 10 раз – его право.
Резко поднялась и стоимость картофеля. Производители объясняют это целым рядом факторов. Тут и недосев, и плохие погодные условия, и высокая доля импортной картошки.
Ещё один продукт первой необходимости, заставивший поволноваться покупателей, – молоко. Судя по ценникам, по сравнению с летом «молочка» подорожала на 25–30% . И то ли ещё будет!
– Цены на сельхозпродукцию – тема больная, – констатирует Владимир Донских, фермер. –
Перекупщики диктуют свои условия, и нам ничего не остаётся, как идти у них на поводу. И это касается всего – начиная от зерна, заканчивая молоком. Но если зерно хоть как-то можно хранить, то молоку срок 3 дня, поэтому пойдёшь на любые условия, лишь бы хоть как-то окупить производство. Мы продаём качественный продукт по цене, которая с трудом покрывает его себестоимость. К примеру, у фермера молоко покупается по 20 руб., но на прилавки оно приходит уже по 50. И перекупщика никто не ограничивает.
Ряд экспертов утверждает, что повышение цен во многом зависит и от роста тарифов естественных монополий. Особенно страдают опять же производители. Подорожание электроэнергии или ГСМ автоматически влечёт за собой рост цен на продукцию.
Кстати, стоимость услуг естественных монополий растёт у нас больше всего. Так, если в 2000 году в Воронежской области плата за отопление за 1 м2 составляла 1,3 руб., то за 12 лет она возросла до 24 руб. – больше чем в 18 раз! А цены на холодное водоснабжение и водоотведение за месяц с человека повысились с 8,8 руб. в 2000 году до 251 руб. в 2013–м, то есть почти в 30 раз!
Под прессом
это интересно | |
---|---|
Весной этого года жительница Воронежа в гипермаркете «Castorama» прочитала рекламный слоган о керамической плитке, который гласил «Найдёте дешевле - вернём 200% разницы». Реклама обещала сделать столь существенную скидку на товар, если его аналог по меньшей цене обнаружится у конкурентов. В одном из магазинов женщине удалось найти аналогичный, но более дешёвый товар, и она отправилась в гипермаркет за обещанной разницей. Однако сотрудники магазина отказали ей, мотивировав это тем, что правила устанавливали не они, а указанный ею магазин не входит в список их конкурентов. При этом о списке в рекламе ничего не говорилось. Покупательница решила проявить настойчивость и обратилась в антимонопольное управление по Воронежской области. Сотрудники УФАС возбудили административное дело в отношении фирмы за то, что та не выполнила обещанных рекламой условий, и потребовали устранить недобросовестную рекламу.. |
Ощутимые «накрутки» устанавливает торговля. Причём там попутно идёт своя «война» – крупные торговые сети давят магазины частников. Воронеж стал четвёртым городом в России по количеству торговых площадей: на 1 тыс. человек здесь приходится 429 торговых объектов. Львиная доля оборота происходит именно в сетевых гипермаркетах.
– Малому бизнесу очень тяжело, – считает Мария Левина, предприниматель. – Чтобы выжить, мы ориентируемся на гигантов, но тем гораздо проще. Покупателей у них много, следовательно, производители к ним рвутся и даже платят немалые деньги, чтобы появиться на их прилавках. Бизнес–титаны при этом могут устанавливать абсолютно любые цены и диктовать свои условия. Поэтому у них сверхприбыль, у нас – «сверхубытки».
В начале ноября Воронеж посетил Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли РФ. Задачами министерства были названы отказ от фиктивных договоров, что обеспечит прозрачное ценообразование, устранение недобросовестной конкуренции между поставщиками продовольственных товаров. А также решение проблемы высоких штрафов, которые применяются торговыми сетями за недопоставку или непоставку товаров.
И это понятно, ведь любые расходы и производителей, и торговли тут же отражаются на ценниках в магазинах. То есть за всё, как обычно, платит потребитель. А потому как бы не увеличивались заработные платы, за ростом цен, если ничего не менять, им просто не поспеть.
На грани исчезновения
Ольга Мощенко, фермер:
– Переработчики сильно завышают цены на продукцию. В области весь рынок занят крупным бизнесом, сквозь который мелкому просто не протолкнуться. Уже давно канули в прошлое мелкие маслозаводы, пекарни, мясные и молочные цеха. И их появление в таких условиях будет обречено на гибель.
Конкуренции фактически нет, а государство не желает регулировать цены. В итоге несколько крупных предприятий имеют возможность диктовать условия. Малый бизнес погибает, и механизмы этого «геноцида» очень просты – крупные магазины снижают цены, чтобы задавить предпринимателей, а предприятия–гиганты устанавливают такие цены, что фермерам порой не на что жить. Такая ситуация говорит лишь о том, что конкуренция агонизирует. А это значит, что фермерство, село, малый бизнес и качественная продукция на грани исчезновения.
Конкуренция ослабла
Эдуард Загайтов, профессор ВГАУ, доктор экономических наук:
– С одной стороны на повышении цен всегда сказывается сезонный фактор. В осенне–зимнее время, например, снижаются удои молока, что ведёт к росту стоимости этого продукта. Но главная причина увеличения тарифов, на мой взгляд, в том, что на продовольственном рынке ослабла конкуренция. Это происходит либо из–за усиления роли монополий, либо поведения крупных игроков, которые имеют возможность сговариваться между собой и давить на потребителя.
Могло, кстати, частично повлиять и сокращение импорта некоторых товаров – как попытка противостоять ожидаемому давлению из заграницы в связи с вступлением в ВТО. Давит монополия и на средства производства, особенно для села.
Закон против нас!
Татьяна Гончарова, председатель правления Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей»:
– Начинать надо с законодательства. Именно оно ставит малый бизнес в неравные условия с большими компаниями. У нас дорожают молоко, яйца и прочая продукция во многом из–за монополистов, которые устанавливают тарифы на ту же электроэнергию.
Цены на коммунальные услуги буквально душат предпринимателей. Почти 70% доходов мелкие бизнесмены тратят на погашение самых разных выплат –
начиная от кредитов за совершенствование своего торгового места и заканчивая социальными отчислениями. Неудивительно, что многие закрывают свои торговые точки. А поднимать цены мелкие предприниматели не могут, так как попросту не выдержат конкуренции.
Законодательная же власть на самом деле старается поддержать только крупный бизнес. Торговым центрам легко живётся за счёт одних только бонусов с производителей, которые они берут за право «входа» на их прилавки. За счёт этих бонусов и снижается цена на определённые товары. Производители же готовы идти к ним на любых условиях, так как это хороший рынок сбыта, ведь торговые сети привлекают к себе львиную долю покупателей.