Эту категорию часто пополняют дети-сироты, чей срок пребывания в домах-интернатах истёк. Оказавшись за их порогом, они, как правило, обнаруживают, что им некуда идти: крыши над головой у них больше нет.
По закону государство обязано предоставить им жильё, и оно не отказывается от своих обязательств. Просто ждать приходится очень уж долго. Лет по 10-15. Сейчас на жилищном учете состоят 3566 человек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом во внеочередном предоставлении жилья нуждаются 654 человека. И нуждаться будут ещё долго.
За последние 2 года с учёта были сняты лишь 247 человек, и только часть - в связи с предоставлением жилья. Остальные перестали нуждаться в жилье благодаря либо усыновлению, либо приобретению жилья за свой счёт. Те, кто не попал в число счастливчиков, стоят в очереди на муниципальное жильё, которого в ближайшем будущем не предвидится.
Причины, как показала прокурорская проверка, кроются в недостаточном финансировании областным бюджетом подпрограммы "Обеспечение жильём граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - части областной целевой программы "Жилище". Маловато выделяет на приобретение жилья для сирот и федеральный бюджет.
Осиротевший ребёнок у нас может остаться практически бездомным даже в том случае, если ему достаётся жильё по наследству. Например, по информации прокурора Сеймского округа Курска, из-за бездействия органов опеки квартира, принадлежащая одному из воспитанников школы-интерната N 2, пришла в состояние, непригодное для проживания, и требует капитального ремонта.
Нарушения выявлены прокурорами Конышевского и Поныровского районов. А в Обоянском районе без жилья оказался мальчик, живущий с опекуном в доме своей покойной матери: на него не оформили право собственности.
Часто невнимание органов опеки приводит к тому, что сироты не получают даже место в очереди на жильё: их просто не ставят на учёт. Вот такая опека.