Когда речь заходит о таможне, в голову в первую очередь лезут избитое клише "таможня даёт добро" или слова незабвенного Павла Верещагина из "Белого солнца пустыни" - "Я мзду не беру. Мне за державу обидно". Жаль только, что чаще всего цитируются эти фразы в СМИ - с изрядной долей иронии.
Впрочем, разве может быть иначе? Если часто сами таможенники к чести мундира относятся не просто с иронией, а откровенно издевательски, что было ярко продемонстрировано в ролике владивостокских таможенников. Стоимость "добра", которое "даёт" таможня, знает любой, кто хоть раз пересекал на авто границу с Украиной.
А мзду люди в темно-зелёных мундирах, бывает, берут не только с "чужих", но и со "своих". Не только при этом не обижаясь за державу, но и попросту наплевав на закон, обозначенные президентом Медведевым и премьером Путиным приоритеты в борьбе с коррупцией и элементарные моральные принципы.
Происхождение пятен на мундирах
Упоминание о плесени в заголовке данной публикации не случайно. С моей точки зрения, именно с этим микро-, а в нашей стране уже давно - макроорганизмом, можно и нужно сравнивать коррупцию, давно проникшую в России во все без исключения сферы деятельности.
Чем более громкие лозунги, призывающие к борьбе с этим злом, звучат с высоких трибун, чем глобальнее становятся антикоррупционные меры и чем больше появляется всевозможных антикоррупционных комитетов, комиссий и общественных советов, тем сложнее становится рядовому россиянину пробиться сквозь плотный слой плесени.
Её споры уже давно превратились в весьма живучие формы везде - от детских садиков до высших органов власти. Впрочем, довольно рассуждать и морализировать на эту тему - этого сейчас не делает разве что ленивый. Только вот решения никто не предлагает. Может быть, из-за глобальности проблемы?
А почему бы не попробовать уничтожить заразу поэтапно, сегментами - как с той же плесенью? Где появляется, там и выжигать. Итак, ближе, как говорится, к делу. К уголовному.
Премиальный скандал
В настоящее время Курским следственным отделом на транспорте Московского межрегионального СУ на транспорте СК при прокуратуре РФ ведется следствие по уголовному делу, возбуждённому по фактам присвоения бюджетных денег. В нем фигурирует немалая сумма - 311 тысяч 299 рублей. Эти деньги были выписаны руководством таможни в качестве премий своим 25 сотрудникам по всей Курской области. Правда, ни один из премированных не получил на руки ни копейки.
Информация о такой оригинальной системе поощрения сотрудников попала в УВД и УФСБ региона. Оказалось, часть таможенников попросту не знала, что их премировали. Другие подписывали ордера и даже не заикались о получении денег, боясь лишиться работы.
Оперативники стали проверять бухгалтерию, вызывать людей на допросы, и в итоге - завели уголовное дело. И длится оно будет ещё долго, по словам ведущего дело старшего следователя Максима Ожгихина. Видимо, материал богатый.
Впрочем, как только на таможне поняли, что "запахло жареным", "премированным" стали-таки давать деньги. Сейчас следствие проверяет всю таможенную бухгалтерию.
К чести рядовых таможенников, покрывать начальствующих фигурантов дела стали далеко не все, несмотря на то, что многие даже боялись давать показания во время проверки и следствия. Причины понятны - большинство таможенников служат по контракту, и расторгнуть его руководству при желании не составляет труда. Что, собственно, уже и происходит.
Одним из тех, кто не побоялся заявить о своих правах, оказался полковник таможенной службы Александр Кондратов. О том, что на его имя была выписана премия, полковник Кондратов узнал случайно, от коллег. Ни в бухгалтерии, где он регулярно получал жалование, ни его непосредственные начальники ничего об этом не сказали.
Кондратов сам пришёл к начальнику правоохранительного блока и попытался заикнуться о премии. На что получил примерно следующий ответ: "Иди-ка ты и занимайся своим делом!" Ну, а когда странными премиями заинтересовались следователи, Кондратов стал активно давать показания. И буквально сразу был уволен. Вынесшего сор из избы полковника с 19-летней выслугой и массой благодарностей просто вышвырнули на улицу.
Будем надеяться, что работа следствия приведёт к закономерным результатам. Впрочем, надежда эта тем призрачнее, чем дольше расследуются ещё два уголовных дела с явной коррупционной составляющей, возбуждённые по факту контрабанды.
Цена вопроса
Об одном из этих дел мы расскажем прямо сейчас. В июне прошлого года с территории Украины в зону таможенного контроля Суджанского таможенного поста прибыл автомобиль, которым управлял водитель Иванов, гражданин Болгарии.
Процедура проверки довольно проста - водитель предъявляет документы на ввозимый груз. Но на этот раз представители таможенного контроля были озадачены - болгарин предъявил им сразу два комплекта товарно-сопроводительных документов на один и тот же груз. В одном стоимость груза оценивалась в 43 тысячи долларов, в другом - в 123 тысячи долларов. Получателем груза значилось некое ООО "Мерт".
И не было бы в этом грузе ничего подозрительного, если бы не его стоимость, по заключению Курской торгово-промышленной палаты, превышающая 2,5 миллиона рублей. Согласно Уголовному Кодексу РФ, грузы, оцениваемые свыше 1,5 миллионов рублей и провозимые через границу РФ с использованием подложных документов, являются контрабандой в крупных размерах.
Разумеется, ткани, перевозимые представителем Болгарии, стали основанием для возбуждения уголовного дела в отношении господина Иванова. Перевозчика заключили под стражу, груз - арестовали до окончания расследования.
В это же время вышел из отпуска заместитель начальника Курской таможни по правоохранительной деятельности Олег Патрин. И буквально сразу же подозреваемый Иванов, несмотря на отсутствие у него российского гражданства, был отпущен под залог. Совпадение? Возможно, конечно, но...
Этот шаг руководства возмутил начальника отдела дознания Курской таможни Кондратова, и он попытался объяснить шефу, что выпускать с территории Курска гражданина Болгарии нелогично, что факт контрабанды налицо, что принято постановление о возбуждении уголовного дела, и так далее. Но, по словам Кондратова, в качестве ответа он получил совет: не связываться с этим Ивановым и его грузом, поскольку в благополучном разрешении конфликта заинтересовано руководство ЗАО "РОСТЭК-Курск".
Для непосвящённых и, возможно, удивлённых столь трепетному отношению высокопоставленного таможенника к интересам каких-то коммерсантов читателей дадим краткую справку по ЗАО "РОСТЭК-Курск":
"Федеральное государст-венное унитарное предприятие "РОСТЭК" создано по постановлению правительства России в 1992 году. Учредитель - Федеральная таможенная служба РФ. Деятельность предприятия осуществляется под контролем государства и ориентируется на реализацию ряда государственных задач в области таможенной политики.
В настоящий момент система предприятий "РОСТЭК" представляет собой единый многоотраслевой вертикально-интегрированный холдинг, состоящий из головного предприятия ФГУП "РОСТЭК" и 46 дочерних хозяйственных обществ с общим числом работающих около восьми тысяч человек.
Географически холдинг представлен во всех регионах России. ЗАО "РОСТЭК-Курск" был учреждён приказом ФГУП "РОСТЭК" от 24 июня 2003 года. Единственным акционером ЗАО является ФГУП РОСТЭК".
Директором ЗАО "РОСТЭК-Курск" является Олег Владимирович Бардаш, который обязан выполнять установленные Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" функции исполнительного единоличного органа ЗАО "РОСТЭК-Курск"."
Что куётся в "РОСТЭК-Курск"
Теперь представьте себе, какой идеальный канал для контрабанды представляет собой, при желании, коммерческая фирма, учреждённая таможней?
К слову сказать, ООО "Мерт" с 2009 года постоянно пользовалось услугами ЗАО "РОСТЭК", и количество грузов, переправленных этим сомнительным ООО через российскую границу, с трудом поддаётся исчислению.
В настоящее время расследуется уголовное дело по ещё одному клиенту ЗАО "РОСТЭК-Курск" - ИП Котову. А возбуждено оно по той же причине - в связи с попыткой провезти контрабандный товар. На этот раз вместо вещей украинского производства контрабандисты везли вещи, сделанные в Турции.
Вообще, по горькому опыту многих курских представителей бизнеса известно, что если вы мелкий экспортёр, то лучше не упирайтесь - отдайтесь "РОСТЭКу". Клиенты этой чудо-фирмы, как правило, обходятся без длительного досмотра, у них даже документы на ознакомление не требуют.
А кто растаможивается сам, тому грозят мучительные процедуры с привозами инспекторов, погрузкой-разгрузкой и прочими неприятностями. В итоге суммарных расходов получается больше, чем просто заплатить "РОСТЭКу" и жить спокойно.
Ну а для того чтобы читателям стала понятна целостность коррупционной паутины "Курская таможня - "РОСТЭК-Курск"", стоит, пожалуй, упомянуть здесь ещё одного персонажа - Николая Васькова, заместителя по кадрам господина Бардаша.
Генерал-майор Николай Васьков дважды возглавлял Курскую таможню и дважды покидал свой пост, отправляясь ... на пенсию. В это время с таможней случались разные коллизии.
Например, в конце 90-х годов владельцы чешского "Луна-парка" смогли украсть у курского цирка и вывезти за границу аттракционы. Тогда директор Курского госцирка смог догнать чехов уже на границе. Догнав же, попытался задержать, объяснил ситуацию местному руководству таможни и послал в Курск факс, в котором просил руководителя таможни Николая Васькова аннулировать декларации, так как по ним вывозится имущество, не соответствующее описаниям и являющееся краденым. Но руководство оснований для аннулирования декларации не нашло.
Проще говоря, заявление о том, что из России контрабандой вывозится 13 тонн груза - это не основание, а так, сущие пустяки. Как же было Бардашу не взять в заместители такого знатока тонкостей таможенного дела?!
Гнилое дело
Кстати, как показывает жизненный опыт, коррупция в Курской таможне - явление привычное. О коррупционных скандалах курских таможенников вся страна знала ещё восемь с лишним лет назад. И по странному (а может, вполне закономерному?!) стечению обстоятельств, фигурантами этих скандалов оказывались знакомые все лица.
В октябре 2002 года в федеральных периодических изданиях появилась информация о том, что работники Курской таможни вымогают деньги у предпринимателей. В частности, речь шла о грузе, прибывшем из Узбекистана на железнодорожную станцию Курская-товарная, о тринадцати тоннах свежесобранного винограда.
В Курск виноград этот прибыл ошибочно. Какие-то железнодорожные службы случайно перепутали конечное место назначения винограда. И, вместо московской станции Курская-товарная, виноград прикатил в Курск.
Уже на следующий день хозяева винограда примчались к местному руководству таможни с просьбой немедленно провести таможенный контроль, поскольку груз скоропортящийся. Начальником Курской таможни тогда был небезызвестный Николай Васьков, а Олег Бардаш в то время занимал должность первого заместителя начальника таможни.
Васьков, сославшись на занятость, как бы отошёл от дела и поручил Бардашу разруливать ситуацию. Вначале к москвичам с "приветом" от Бардаша обращались неизвестные люди. Они пытались убедить владельцев груза, что за оказываемые Бардашем услуги надо платить. У виноградарей просили тысячу долларов за каждый растаможенный вагон (а таких вагонов было пять!).
Потом к москвичам приезжали "лица кавказской национальности". Также передав "привет" от Бардаша, они предлагали скупить у столичных предпринимателей виноград за бесценок. Но москвичи добивались растаможки груза на законных условиях. В результате несговорчивые бизнесмены большую часть груза выбросили на помойку, поскольку виноград растаможивали как можно дольше.
Когда москвичи подсчитали убытки, ужаснулись: конфликт с руководством Курской таможни обошёлся им в десять раз дороже вымогаемой суммы.
Расследованием этого дела занималась прокуратура Курской области. Жалобы с подробным документальным отчётом о беспределе, который творят курские таможенники, попал на стол руководства Государственного таможенного комитета, в Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел РФ.
Кроме того, в Государственный таможенный комитет поступил официальный протест посла Узбекистана в России на действия курских таможенников, так как злосчастный виноград поставлялся в нашу страну на основании двустороннего договора между Россией и Узбекистаном, на деньги банковского кредита и под гарантии торгово-промышленных палат двух государств.
Казалось бы, финал этой истории был очевиден: Васьков и Бардаш должны были ответить по всей строгости закона. Ан нет, их попросили уйти из таможни, и сейчас их бизнес, несмотря ни на что, процветает. Они занимаются всё теми же хорошо знакомыми делишками, спрятавшись за стенами организации, которая имеет непосредственное отношение к таможенной деятельности. Абсурд. Дикость!
...Сегодня человек, ещё не успев родиться, попадает в коррупционную сеть: чтобы его рождение прошло успешно, родители делают подношение врачу. Затем, устраивая ребёнка в садик, школу, вуз, требуется отблагодарить тех, кто помог в этом.
На работе мы закрываем глаза на беспредел начальства. Оно "хапает", набивает карманы, а мы молчим. Известны случаи, когда родственникам умершего приходилось давать взятки, чтобы получить место на кладбище. Так коррупция охватывает всю жизнь человека, не давая покоя и после смерти...