Говорят, что близнецы проживают одну жизнь на двоих: до того порою схожи их судьбы. Братья-близнецы ГОСТЕЕВЫ похожи не только внешне, но и привычками, вкусами, характером. И даже профессию себе выбрали одинаковую.
Поровну делили и подарки, и затрещины
Сейчас Александру и Владимиру 52 года. Это сегодня близняшек обычно называют в честь святых, например, Петр и Павел. А братьев Гостеевых назвали в лучших традициях советской эпохи: в честь Владимира Ленина и его брата Александра Ульянова. Близнецы родились с разницей в 10 минут. И кто из них старше, никто до сих пор не знает.
В детстве их внешнее сходство было настолько сильным, что одноклассникам приходилось одного из братьев мазать чернилами, чтобы хоть как-то их различать. Впрочем, свои внешние данные сообразительные ребята не раз использовали в своих целях. Так, например, Александр был сильнее в английском и ходил по этому предмету за брата сдавать экзамен. Учительница подмены не заметила, даже похвалила Александра: "Молодец, Владимир, вижу, что позанимался. Сегодня ты значительно лучше читаешь этот текст".
"Различить нас мог только отец, - вспоминает Александр. - Бывало, идем от колонки с водой, а он за 50 метров видит, где Володя, а где я. У брата на носу венка была едва заметная, вот он по ней нас и различал".
Перед своим отцом Петром Ивановичем братья Гостеевы преклоняются до сих пор. Их родители развелись, когда ребята были еще совсем маленькими. Мать взяла с собой сестру, а мальчишки остались с папой.
"Все, что нам было нужно, отец покупал в двойном экземпляре. Увлек нас коллекционированием марок, и каждую покупал по два экземпляра - одну мне, другую брату. А в седьмом классе папа отдал нас в фотокружок. И до сих пор фотография занимает важное место в нашей жизни. Папа работал грузчиком на заводе "Свободный Сокол" (кстати, в одном цехе с Владыкой Никоном). Не каждый отец оставил бы себе на воспитание маленьких сыновей и стал бы столько для них делать...".
Тяжело приходилось Петру Ивановичу с двумя сорванцами. Александр с Владимиром до сих пор вспоминают о своих проказах.
"Если кто из нас набедокурит, отец порол нас одинаково, - вспоминает Александр. - Помню, однажды с братом поделили мы деревья в саду на "это твое дерево, а это мое". А потом, чтобы насолить друг другу, начали прутьями кромсать кору деревьев противника. Били так, что испортили весь сад. Пришел отец - разбираться не стал, обоим этими же прутьями и досталось".
Или однажды выкопали яму под известняк. А мы ее ради баловства заполнили водой. Пришел отец с работы, спрашивает: "Кто в яму воды налил?". Мы испугались и все свалили на бабушку. Отец сначала пошел разбираться с ней, а когда правда всплыла, всыпал опять обоим поровну.
Две судьбы
В детстве они все делали вместе. Вместе поступили в 13-е училище на сварщика, учились в одной группе. Вместе служили в армии (в одной части, только взводы были разные). Даже с девчонками дружить начали в одно время. И ни того, ни другого девчонки с армии также не дождались (о чем, впрочем, оба не жалеют).
Их пути разошлись только после армии. Владимир остался жить в Москве, устроился работать на ЗиЛ. Александр вернулся в Липецк и тоже пошел работать на завод.
"Конечно, сначала тяжело нам порознь было: скучно, поговорить по душам не с кем".
Но, несмотря на то что братья жили в разных городах, события в их жизнях, словно по закону судьбы, происходили одинаковые. И квартиры от завода получили в одно и то же время (оба, кстати, двухкомнатные), у каждого родились дочери, у Александра, правда, на два года раньше, чем у Владимира. Зато Владимир раньше устроился работать фотокорреспондентом в московскую газету. Александр занимается этим в Липецке сейчас.
"Звездное" увлечение
Однажды лет двадцать назад около киноконцертного зала "Россия" в Москве Владимир познакомился с девчонками, которые попросили их сфотографировать. Фотографии настолько им понравились, что они в знак благодарности провели его в концертный зал. Он, располагаясь поближе к сцене, делал фото исполнителей во время концерта, а потом, когда проявлял фотографии, одну дарил звезде, а другую брал с автографом на память. Вскоре у него появилась целая коллекция фотографий молодых артистов.
"Брат перефотографировал, наверное, всю эстраду тех лет, - рассказывает Александр. - Начинал с Екатерины Семеновой, которой очень нравились его фотографии. Однажды молодой Киркоров, увидев свои концертные фото, сделанные братом, воскликнул: "Ты гений!" - настолько они ему понравились. А вот Маша Распутина Владимира обманула. Увидев свои снимки, она попросила на два дня и негативы, чтобы напечатать себе еще фотографий, но так их и не отдала. Брат звонил ей по телефону, но она бросала трубку. А спустя некоторое время на грампластинке Распутиной на задней обложке появилась Володина фотография. Естественно, без подписи.
Фотографировал брат и Ирину Шведову, когда она только начинала свой эстрадный путь. Ей брат в честь ее выступления на фестивале "Ялта-91" за одну ночь отпечатал и подарил целый фотоальбом. Певица была растрогана подарком и пригласила Владимира в их компанию - отмечать ее дебют. Пару лет назад Шведова приезжала в Липецк на закрытие кинофестиваля. Я подошел к ней после концерта, сказал: "Я брат Володи Гостеева, помните такого?". И, представляете, она вспомнила. Попросила передать брату свой диск в подарок.
Время не помеха
С годами, по словам Александра, их внешнее сходство стало менее заметным. Но и по сей день с ними происходят курьезы. Зашел как-то Владимир к Александру на работу, так коллеги их перепутали. А цепочка схожих событий продолжается до сих пор. Так, оба брата за свое увлечение фотографией получили призы на конкурсе телеканала ТВЦ "Поделись настроением". В этом году обоих наградили дипломами и на конкурсе телеканала НТВ "Мобильный корреспондент". Только Владимир сорвал приз за фотографии, посвященные Новому году, а Александр - за фотографии к 8 Марта. И опять с ними казус вышел.
"Когда ведущий, объявляя победителей, назвал: "Александр Гостеев, Липецк", он немного замялся: "Странно, на Новый год был из Москвы, а сейчас уже из Липецка". Пришлось его поправить, что это не один и тот же человек, а два совершенно разных", - смеется Александр.
- А есть ли у вас хоть что-то непохожее? - спрашиваю его.
- Наверное, я только курить не научился. Но это и к лучшему.