Провинциальные театры редко купаются в лучах славы своих актеров. Чаще всего оперившиеся мастера подмосток, чуть глотнув воздух известности, покидают вырастивший их коллектив, редко о нем вспоминая. А вот у театра "Бенефис" из старинного Ельца несколько другая репутация. Играть на его сцене считают за честь как популярные актеры, так и познающая азы профессии молодежь. На то есть свои причины.
Как-то главный режиссер и художественный руководитель Владимир НАЗАРОВ очень точно сформулировал свое режиссерское кредо: "Я всегда буду придерживаться той позиции, что "Бенефис" - это театр для актера, и главный человек - именно актер".
Талант, созревший в тиши
Одна из тех, о ком говорит режиссер, - ведущий мастер сцены Людмила СОЛОВЬЕВА. В конце прошлого года Людмила Юрьевна стала лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Заслуженное признание ей принесла роль Марии Александровны в спектакле "Дядюшкин сон".
Говорят, талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях жизни. Наверное, в чем-то это и про нее. Она родилась в Кемерово в семье репрессированных. Маме, немке по крови, уроженке Саратовской области, не раз пришлось страдать от своей национальности. Но отцу хватило мужества не отказаться от своей любви, хотя в послевоенное время такие браки не приветствовались.
Актриса от рождения - это Соловьева. Впрочем, за то особое спасибо предкам: по маминой линии деды были музыкальные, талантливые люди. После дневных забот в семье было неизменной традицией собираться по вечерам и музицировать. Пели на родном немецком языке. Дед играл на скрипках, которые сам же, нигде не учась, мастерил. "Первые концерты начались, когда мне было пять лет, - вспоминает Соловьева, - танцевать, петь любила до самозабвения. В школьные годы стала завоевывать областные премии и награды". Вот потому никто из родных и не удивился желанию дочери поступать в театральный. Людмила оправдала ожидания - поехала и поступила при огромнейшем конкурсе в Горьковское театральное училище. Уже на первом туре на самородок из Кемерово сразу же обратили внимание, и судьба будущей примы была предрешена.
Зал одинаков повсюду
За 35 лет служению театру на различных подмостках ею были сыграны десятки ролей - от премьерной в "Серой шляпе" до бенефисной в "Дядюшкином сне". Ей по-настоящему дороги и Монахова из "Варваров", и Леди Мильфорд в "Коварстве и любви" (постановка новгородского театра, после которой зрители пачками стали слать письма). "Костюмные роли - образы минувших эпох - по духу мне гораздо ближе, - признается Людмила Юрьевна. Но главное - стала очевидной очень важная вещь: зал одинаков всюду, и география не имеет абсолютно никакого значения для собственного личного творческого успеха. Конечно, по молодости грезятся сцены больших и малых театров, и хочется куда-то туда, за тридевять земель: ведь только там придет успех, только там ждет та самая главная роль. Но важно помнить, что большой театральный город не только балует своим вниманием, но по-особенному циничен и безжалостен к неудачникам".
"Жемчужина курса" - так не в шутку, но всерьез называли педагоги Людмилу в театральном училище, где шутя покорялись той фехтование и танцы, пение и актерское мастерство. И потом, спустя десятилетия, в Москве, когда решался вопрос о присуждении премии ЦФО, ее единственную из 18 претендентов назвали уникально талантливой.
Главная роль впереди
С таким потенциалом - да на столичные подмостки бы. Но она любит этот древний город. Она его часть, она здесь, рядом с любимыми зрителями, для которых и не работает, живет на сцене. Однако парадокс: у любимицы публики ни званий, ни титулов.... Впрочем, отсутствие регалий ее нисколько не смущает, ведь самый главный критик - публика - уже давным-давно присудила ей звание "народной". "Я благодарна зрителю за его внимание к моему творчеству и за любовь. Выше этой награды, поверьте, нет ничего", - говорит Соловьева и готовится преподнести очередной подарок зрителю. Весной "Бенефис" ждет приезд режиссера из БДТ, который будет ставить комедию Дж. Патрика "Моя дорогая Памела" - историю красивую и увлекательную. И зритель, наблюдая за жизнью пожилой старушки, начнет понимать, что есть доброта и библейская любовь к ближнему своему. И за невзрачным, немного нелепым и забавным внешним обликом сможет разглядеть огромную светлую Душу.
Соловьевой бы эта роль удалась блестяще. Впрочем, когда пару лет назад главреж Назаров собирался поставить пьесу в театре, эта самая "дорогая Памела" уже была ей назначена. Тогда обстоятельства не позволили поставить спектакль, но все эти годы образ не оставлял душу актрисы. "Моя героиня - самая человечная персона. Это женщина из нашего с вами времени и в то же время из прошлого и будущего. Вечный образ добра, если хотите, - говорит о Памеле Соловьева. - Я для себя самой считаю так: что бы в нашей жизни не случалось, какие бы катаклизмы не происходили в жизни, главное - оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. А моя Памела смогла возвыситься над всем ничтожным, и потому мне безумно дорога".