Кризис долго запрягал, но поехал быстро. У населения иссякает запас денежной прочности. В условиях 15-процентной годовой инфляции, доход среднего липчанина сократился на 2 процента.
Статистика подсчитала, что за последние полгода общегородской объём продаж товаров снизился на 7%, промышленная группа товаров "усохла" на 20 процентов и одновременно возросла реализация товаров продовольствия. А ведь именно на продукты цены растут выше инфляции на 3-5%.
Средний чек подешевел
Отмечено, что липчане стали приобретать более дешёвые продукты и товары. Стоимость среднего чека стала меньше, чем годом ранее. Вполне возможно, что на уровне потребления сказалось повышение доходов пенсионеров.
Кризисные явления привели к тому, что в Липецке уже закрылись несколько крупных магазинов, торговавших бытовой техникой, домашней утварью и строительными материалами. Эти изменения в торговле связаны с сокращением выдачи банками кредитов населению для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования: бытовой техники, автомобилей и других дорогостоящих товаров.
Меж тем ни один из автосалонов не закрылся, хотя продажа автомобилей в кредит сократилась на 80 процентов и продавцы жалуются, что покупатели не идут к ним. Но вот парадокс: парк частных автомобилей в Липецке за полгода прирос на 15 тысяч единиц!
Новый рынок сельхозпрдукции
Несмотря на экономические трудности, в областном центре продолжается развитие торговой сети и бытового обслуживания: в первом полугодии открыты 32 предприятия розничной торговли, 9 предприятий общественного питания и 15 объектов бытового обслуживания. По-видимому, активизировались "новые" безработные, решившиеся открыть свой бизнес.
Кризис заставил городские власти проявить снисхождение к малому торговому бизнесу, который они планомерно устраняли с улиц во исполнение федерального закона о переводе всей торговли в приспособленные помещения. Дата вступления этого закона в силу отнесена на 2012 год.
Насыщение города социально значимыми продуктами питания: хлебом, молоком, яйцом, колбасными изделиями - происходит за счёт местных производителей, доля их продукции в ассортиментном перечне составляет от 50 до 100 процентов. Им разрешена установка тонаров без оформления земельных отношений, число которых возросло до 75. Кроме того, для реализации местной продукции оборудовано 200 торговых мест. Эти меры способствовали созданию конкурентной среды, что отозвалось некоторым снижением стоимости продуктов - от молока до варёной колбасы.
И конечно же, только благодаря кризису сохранились стихийные мини-рынки, которые решают две проблемы - одни липчане получают возможность быстро, рядом с домом, продать урожай со своего подворья, а другие - приобрести нужные продукты с минимальными временными затратами по дешёвой цене.
Приятная новость касается жителей новых микрорайонов. Минсельхоз РФ принял решение "продвигать" реализацию сельхозпродукции, в мэрию уже подана заявка на выделение земельного участка для постройки современного "колхозного" продовольственного рынка, который и будет возведён в "спальных" районах областного центра.