Экспериментальный проект по реорганизации системы школьного питания в Липецке оказался мероприятием весьма дорогостоящим и продолжительным. Уже завершены две его стадии, а третья, заключительная, отодвинулась на неопределённое время.
Калории и витамины
За промедление с пуском комбината школьного питания мэрия подверглась критике со стороны главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко.
По данным председателя департамента образования Анны Шамаевой, за 2008 и 2009 годы на проект было израсходовано 243,7 млн. рублей, из них 156 млн. выделены из областного и городского бюджетов, остальная сумма профинансирована правительством в рамках конкурса по модернизации школьного питания.
- Наиболее низкая заболеваемость регистрируется в тех учреждениях, где большинство учащихся получает горячие обеды, - уверена Анна Шамаева. - Ребёнок должен кушать каждые три часа, продукты должны быть свежими, приготовлены и в этот же день съедены. Меню школьных обедов разработано департаментом с учётом рекомендаций медиков, рассчитывается калорийность, каждый обед содержит обязательное количество калорий и сбалансирован по содержанию микроэлементов. Дети получают крупы и салаты, охлаждённое мясо, фрукты и овощи. В школьных столовых кормят очень вкусно, пищу готовят щадящими способами, сохраняющими витамины и полезные вещества. Мы следим за качеством сырья и условиями приготовления пищи. При этом обеды имеют минимальную цену - 43 рубля, семья доплачивает только 33 рубля.
Каши хватит на всех
Всё это верно, но две с половиной сотни миллионов рублей разошлись "по мелочам". Департамент отчитался, что капитально отремонтированы пищеблоки в 45 школах, ещё в 27 установлены пароконвектоматы, в которых быстро и качественно разогревают доставленные из базовых столовых обеды. В теории горячее питание смогут получать все 42 тысячи учащихся города.
Но, по данным департамента, "супчики и каши" едят менее 60% школьников. Конечно, это больше, чем два года назад, когда организованно питались 34% учеников. Но главная цель - максимальный, если не стопроцентный охват учащихся горячим питанием - не достигнута. Хотя есть прекрасные примеры. Единственная в городе прогимназия с успехом готовит еду в собственной столовой и кормит всех своих детей. Председатель департамента этот феномен объясняет тем, что "там деньги другие". Однако нашло ведь предприимчивое и инициативное руководство прогимназии способ увеличить бюджет и организовать питание и тех учеников, родители которых за обеды платить не в состоянии.
Рубль - перевоз
Питание в школах организовано в два этапа. После первой перемены все идут в столовую на завтрак. Чай и бутерброд, булочка или вафля. Обед - на большой перемене. Он для тех, кто заплатил сам или за кого платит государство. Детей на обед приходит вдвое меньше. Конечно, дело и в плате за еду. Не все родители готовы выделить ребёнку 700 рублей в месяц. Есть классы, особенно старшие, в которых обеды получают только дети из льготных семей.
Зачастую дети отказываются от обедов, потому что еда им кажется невкусной. Хотя порции невелики, но часть еды остаётся в тарелках. Детей усиленно кормят макаронами и кашами, даже перловой. За перловку Шамаева "стоит горой", считая её очень полезной. А вот у учеников - иные "вкусы".
Руководители некоторых школ с грустью вспоминают время, когда вся пища готовилась в местной столовой, было картофельное пюре на гарнир и к чаю - свеженькие пицца и булочки, которые нравились детям.
А какую еду приготовит комбинат питания? Чем больше объём приготавливаемой пищи, тем она, чаще всего, примитивней и безвкусней. К тому же придётся её от комбината питания развозить по городу, а это - три-пять километров в один конец.
Может, было бы гораздо эффективнее, если б эти миллионы средств власти потратили на оснащение каждой школьной столовой современной кухонной техникой? С её помощью повара смогли бы приготовить разнообразные, вкусные и недорогие блюда.