Выставка Веры Щербаковой привлекла внимание липецких рукодельниц. Называется она весьма несерьёзно - "Игры в тряпочки с подробностями".
А вот липецкие рукодельницы смотрят и не могут наглядеться на работы, выставленные в музее декоративно-прикладного искусства. Из кусочков тканей сшиты картины, привлекающие внимание гармонией линий и цветовой гаммы. Каждая работа, несмотря на пестроту, выглядит хорошо продуманной и завершённой. В витринах стоят оригинальные игрушки и разукрашенные шкатулки, каждая из которых будет желанным подарком для любой женщины. Среди панно выделяется огромная икона Георгия Победоносца. Творчество Веры Щербаковой не могло пройти мимо внимания "АиФ-Липецк".
Новая стезя
- Наверное, это очень утомительно для вас, Вера Ивановна, ездить с выставками?
- Любой художник не может творить только для себя. Ему обязательно надо свои вещи показывать людям. Я всегда рада в этом участвовать. Пока будут силы - буду ездить. Моя главная задача - показать вам, что можно жить интересно, радостно и ярко. Мне очень хотелось бы, чтобы мои работы принесли радость посетителям выставки, уставшим от такой длинной, суровой зимы. Желаю всем видеть настоящее таким же цветным и радостным, как мои работы.
- А как вы пришли к такому необычному занятию?
- Я двадцать лет работала художником по костюмам в театре. При шитье костюмов всегда оставались обрезки, которые рука не поднималась выбрасывать. И я шила из них небольшие вещи. Но в начале 90-х было очень плохо с работой. Я получила большой заказ на оформление входа в один московский ресторан. Это был остров в чудо-океане по мотивам "Сказки о царе Салтане". Над композицией я работала год, получилась объёмная вещь диаметром три метра и высотой два с половиной. На неё пошло бесчисленное количество кусочков ткани, и мною сделаны километры швов. И она является единственной в мире. Я много езжу и вижу, что этим направлением больше нигде не занимаются. Сделала я работу, и почувствовала лёгкость и возможность заниматься делом, о котором даже не мечтала.
Мужчины
в пэчворке
- Отличается ли российский пэчворк от западного?
- Пэчворк в России стал не только модным словом, но и массовым увлечением. Для жителя Запада оно связывает в себе и рукоделие, и искусство. Больше всего это увлечение распространено в США, популярно и в Европе. В России уже несколько лет действует гильдия пэчворка и квилтинга. Западные мужчины к нему проявляют большой интерес, некоторые из них получили всемирную известность. И у нас в России есть несколько мужчин, которые принимают участие в выставках и становятся их призёрами.
Они не мыслят себя без лоскутного шитья. Но у меня среди учеников мужчин не было. Но мы отстаём от Запада по количеству и распространению выставок. Над этим нам надо работать.
- В чём особенности работы с тканью?
- Работать с тканью как с художественным материалом - это очень интересно. К кусочкам ткани можно подходить как к краскам и творить из них разнообразные вещи. Больше всего времени уходит на обдумывание. Ведь я делаю такую вещь, которой ещё никто в мире не делал до меня. Период обдумывания - это как идти в лесной чаще. Идёшь, не знаешь, выйдешь или нет. Иногда захожу в тупик, бросаю и занимаюсь поиском нового, пока не придёт решение.
- Есть ли у вас цветовые пристрастия?
- Есть художники, которые любят приглушенную цветовую гамму, и у них всё творчество проходит в этой цветовой гамме. У меня такого нет. Увижу камень с рисунком, и у меня сразу складывается идея, как это я могу сделать. Мои работы выполнены в самых различных цветовых гаммах. Могу работать в черно-белой. Цветовая гамма у каждой картины своя, всё определяется темой и идеей.
Не бояться перепарывать
- Как достигается такая чистота работы?
- Большой практикой. Я понимаю, что эта вещь переживёт меня надолго. И мне стыдно будет, если я что-то сделаю недостаточно чисто. Я приучила себя не бояться перепарывать. Если даже сделала какую-то помарку, то я лучше остановлюсь и перепорю сейчас, чем я доделаю вещь. А потом помарка будет свербить, и я буду казнить себя. Я работаю только на машинах швейцарской фирмы, считаю, что это высококлассная техника, и она даёт мне возможность исполнять задуманное высокохудожественным образом.
- Что вы скажете тем, кто хочет "поиграть в тряпочки"?
- Если вы начнёте заниматься этим делом, то у вас проснётся крупиночка интереса. И этот интерес может стать более основательным, если с вами позанимается опытный педагог. И вы будете входить всё дальше и дальше, и увидите, что пэчворк - это планета, и этим можно заниматься бесконечно. Я привезла пэчворк-идеи, которые показывают, какие невероятные возможности заключены в простых кусочках ткани. Из них можно делать всё, что угодно. И наложение цвета на цвет, и прорезание. Можно раскроить, сшить, разрезать, перемешать и заново сшить. А какие интересные геометрические возможности! И чем больше вы будете понимать в этом деле, тем вам будет интереснее.
Досье
Вера Щербакова - член Союза художников России и Международной ассоциации художников, лауреат Всероссийских фестивалей "Лоскутная мозаика России", участник многочисленных выставок. Её работы были представлены на фестивалях Квилт - Экспо VIII (Барселона) в 2002 году и Квилт-Экспо Х (Лион) в 2006 году.