Евгений К. купил дорогой, многофункциональный и, как ему казалось, надежный мобильный телефон. Но миф о надежности развеялся раньше, чем через месяц. А вполне законное желание вернуть деньги или заменить мобильник на новый вызвало со стороны продавцов негодование. Единственное, что ему смогли предложить - ремонт за счет организации.
Шесть месяцев для претензий
После долгих мытарств, вопросов и объяснений ситуацию урегулировать кое-как удалось. Евгению заменили мобильник на новый. Однако решающую роль здесь сыграла отнюдь не добрая воля продавцов, а собственное упорство, "нужные связи" и знание своих потребительских прав. Но так бывает не всегда. Зачастую покупатели-неудачники просто не знают законов, а фирмы и предприниматели этим успешно пользуются, ссылаясь на всевозможные дополнения и поправки.
Между тем Закон РФ "О защите прав потребителей" действует в равной степени на всей территории России. И в этом законе как раз и объясняются права и обязанности каждой из сторон при купле-продаже (причем не только товаров, но и услуг). Обнаружив в покупке "производственный дефект", вы можете обратиться с претензией к продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если же эти данные по какой-либо причине отсутствуют, у потребителя согласно статье 19 есть шесть месяцев для предъявления претензий. И даже если приобретенный пиджак просто не подошел вам по фасону или не понравилась расцветка у мебельного гарнитура, вы имеете полное право на обмен или возврат денег, обратившись в течение 14 дней, не считая дня покупки (статья 25 о праве потребителя на обмен товара надлежащего качества).
Согласно поправкам, внесенных Федеральным законом N 122 в полномочия отдела по защите прав потребителей, теперь его основные функции - защита граждан (как бы пафосно-абстрактно это не звучало) и представление их интересов в суде. В случае нарушений необходимо обращаться уже в специальные федеральные органы. Для этого теперь функционирует территориальное управление по надзору в сфере защиты прав потребителей, объединившее Центр санэпиднадзора и торгинспекцию. Эта организация обладает набором санкций, позволяющих принимать реальные меры против нарушителей. Пострадавшие покупатели могут обращаться в ее районные отделы.
На экспертизу - в Москву
По словам начальника городского управления экономического развития и торговли Бориса КИЧКИНА, только за один месяц на территории города Орла было допущено 42 правонарушения в сфере торговли и потребрынка. 29%при этом составили административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Большой процент нарушений относится к сфере оказания различного рода услуг: от ремонта сложной техники до починки старого будильника. Масса фирм предлагают услуги с помощью рекламы и газетных объявлений, но не многие спешат установить с потребителем юридические отношения. Нередко отсутствует даже самая необходимая гарантия - заключенный по всем правилам договор. Ремонт в квартире, установка окон и кодовых дверей - именно такого рода услуги создают сейчас большую часть прецедентов. А вот с решением этих проблем дела обстоят непросто.
Работники отделов защиты прав потребителей представляют интересы пострадавшего в суде, но в этих случаях, чтобы установить истину, необходима независимая экспертиза. Независимых сертификационных центров в нашей области очень мало. Товары для экспертизы нередко отправляют в Воронеж или в Москву, и проходит очень много времени, прежде чем удается добиться хоть каких-то результатов.
Возникает вполне логичный вопрос: почему бы в Орле не создать побольше собственных столь нужных организаций? Но опыт показывает, что те, кто берется за экспертизу, просят за свои услуги слишком высокие гонорары. Иногда оказывается проще выбросить вещь, чем платить такому эксперту.
И все-таки, если дело дошло до суда и имеет шансы на успех, помните, что вы имеете право не только на возмещение стоимости товара или услуги в полном объеме и неустойку, но и на компенсацию морального вреда, размер которой определит суд.