147

"Песня - моя судьба"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 14/12/2011

В конце ноября Таисия КАЗАРИНА, заслуженный работник культуры РФ, отметила 40-летний юбилей своей творческой деятельности концертом в двух отделениях, который состоялся в ТЮЗе. Певицу пришли поздравить заслуженные деятели культуры, а также друзья и близкие.

Стала химиком

- Сказать, что творчество - моя профессия, совершенно неверно, сказать, что это хобби -

слишком мало. Правильнее будет, песня - моя судьба. Моя мечта связать жизнь с музыкой была очень давней. После седьмого класса я поступала в музыкальное училище, но так сложились обстоятельства, что в то время я не смогла учиться. А окончив десять классов, пошла в педагогический институт на отделение химия и биологии, успешно его закончила. С первого взгляда может показаться, что я кардинально поменяла ориентиры, но это не так: во время учёбы в институте мы активно занимались творческой деятельностью.

- Куда же вы пошли работать после получения диплома?

- В советское время были трудности при устройстве в городскую школу. Поэтому я работала в районе, в Глазуновской школе. И вспоминаю это время с теплотой, у меня всё получалось, ребята были хорошие. Там мы создали кукольный театр, который существует до сих пор, но уже при Глазуновском дворце культуры. Меня всегда тянуло в эту атмосферу.

После двух лет работы в школе я всё же поступила в музыкальное училище. А по окончании 25 лет проработала на Орловском часовом заводе инженером-технологом. Я трудилась в ужасно шумном, со специфическим едким запахом, цехе пластмасс. Понимаете, кругом расплавленная пластмасса.

Неразрывна

с музыкой

- А как же музыка?

- Я пела с седьмого класса, а на сцену вышла только в 25 лет.

Совмещать работу инженера-технолога и творческую деятельность было трудно, если учесть, что у меня было уже двое детей, а они требовали много внимания. Тут я очень благодарна своему мужу, так как часть работ по уходу за детьми и быту он брал на себя, хотя тоже человек творческий -

танцор. Наверное, молодость помогала. Успевали к семи часам отвести детей в детский сад и прийти на работу, а потом и детей забрать, и заняться творчеством.

- Получается, что вы и песня всегда были неразрывны?

- Да, выходит, что, независимо от меня, в моей жизни всё пересекалось. Постепенно одно переходило в другое, на заводе образовалась очень большая творческая семья, и постепенно я стала ей руководить. Но заводы рухнули, и я как-то плавно перешла работать в искусство. Некоторое время была заместителем директора хореографической школы, потом более десяти лет работала в городском управлении культуры. Затем стала педагогом Орловского музыкального колледжа, я и сейчас там работаю.

Орёл - музыкальный город

- Расскажите о своих коллегах по музыкальному цеху.

- Всеми нитями меня тянуло в искусство. Долго работала с хором завода шестерён. Ещё я очень рада, что судьба дала мне возможность работать с Евгением Дербенко, композитором, почётным гражданином Орла, заслуженным деятелем искусств РФ. Евгений Петрович всегда щедро одаривает нас репертуаром. Это большое счастье, когда в музыкальном училище есть свой композитор. А ведь он не только песенник, он пишет произведения для больших народных, симфонических и инструментальных оркестров. Кроме того, я сотрудничала с композиторами Виктором Садовским и Анатолием Харасахалом. Более 20 лет пою с Орловским муниципальным оркестром народных инструментов под руководством Виктора Сухорослова. В Орле очень развита музыкальная культура, хотя мы не очень довольны тем, что нам уделяется мало внимания. Однако при всём при этом у нас очень много замечательных музыкантов, которые на всю Россию могут быть первыми лицами: Анатолий Катергин, Виктор Михеечев, Михаил Репка (сейчас он дирижёр губернаторского симфонического оркестра). Список наших музыкальных талантов очень велик.

Отдельно хотелось бы сказать об известном на всю Россию ансамбле "Наигрыш". Уникальность коллектива заключается в том, что трое музыкантов играли более чем на 25 инструментах, большую часть которых изготовил участник ансамбля Александр Антонов, заслуженный работник культуры и народный мастер РФ. Сейчас коллектив расширился и носит имя "Родные напевы", им руководит Владимир Воронцов, тоже заслуженный работник культуры РФ.

- Таисия Григорьевна, у вас были и есть прекрасные учителя и друзья, и вы сейчас тоже учите молодых людей. Поделитесь секретами мастерства?

- Я всегда говорю своим студентам, чтобы они не боялись общения. Советую им больше приобщаться к разным видам искусства: живопись, театр, кино, выставки. Это воспитывает человека.

Народное пение востребовано

- Вы преподаёте народное пение, востребована ли эта специальность?

- Чуть более пяти лет назад было открыто отделение "Сольное народное пение", то есть то, чем я занимаюсь всю жизнь. Сначала у нас было две студентки, потом четыре, сейчас пятнадцать. То есть, постепенно эта народная специализация заняла своё место. Хотя, были опасения, что современная молодёжь не пойдёт учиться народному пению, но мы были не правы, абсолютно.

- А каков современный зритель?

- Публика нас греет, зритель сложился добрый, понимающий. Причём я бы не сказала, что у меня есть свой определённый зритель. Орловцы разносторонние, они одинаково идут на выступление и пианиста, и скрипача, а на выступлении губернаторского симфонического оркестра вообще не бывает свободных мест. Расстраивает другое - отсутствие нормального здания у Орловской филармонии, как ни печально это говорить. Ведь мы с ансамблями были везде - и в Старом Свете, и в Японии, да по всей России выступали. Но даже приезжая к нашим соседям в Курск, Белгород, видим такие роскошные залы... А вот у нас достойного помещения нет. Всё-таки должно быть лицо города, чтобы не стыдно было приглашать артистов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах