Стереотип, что ученые - это преимущественно великовозрастные, никому не интересные дядечки и тетечки, которые днями напролет корпят над своими малопонятными обывателю диссертациями, давно не соответствует действительности. Сегодня ученые - это молодые прогрессивно мыслящие люди, которым есть что сказать мировому научному сообществу.
Доказать это утверждение не стоит особого труда, достаточно побеседовать с одним из представителей тамбовской науки - профессором, доктором педагогических наук, зам. директора Института иностранных языков ТГУ им. Г.Р. Державина Павлом СЫСОЕВЫМ. Тем более что и повод вполне подходящий - 2008 год, как известно, объявлен ЮНЕСКО Международным годом языков. А именно языки "довели" Павла Викторовича до... нашего еженедельника.
Высшее образование, как чемодан, - рано или поздно пригодится
- Насколько мы знаем, вы являетесь самым молодым доктором наук в своем университете. Плюс в 2002 году удостоились звания лауреата конкурса "Самый активный молодой ученый России". Скажите, трудно ли быть молодым ученым в современных условиях?
- Молодым ученым в современных условиях быть интересно! Интересно ездить с лекциями и семинарами, принимая участие в научных конференциях и форумах в России и за рубежом. Интересно знакомиться с наработками моих коллег в других вузах страны и мира, а также делиться своим опытом. Интересно встречаться с успешными людьми. Также приятно осознавать, что результаты твоей научной деятельности востребованы в профессиональном сообществе. Тем более что сейчас, как вы правильно заметили, в науке происходят значительные изменения. Скромность и "забитость" ученых, о которой можно было раньше слышать, сейчас не приветствуется. В современных условиях ученому важно обладать целым комплексом качеств, чтобы не только создавать конкурентоспособную продукцию, но и уметь ее позиционировать.
- А специальность, которую вы в свое время избрали, сегодня востребованна? Есть ведь мнение, что иностранные языки хороши только как дополнение к основной профессии.
- Это скорее к провинции относится. Ведь если в столице полученное молодым человеком образование напрямую влияет на будущее место работы, то в Тамбове это далеко не всегда так. Высшее образование для многих, как чемодан, который лежит на антресолях, но рано или поздно он все равно пригодится. Хотя в целом тенденция такая есть: иностранные языки действительно становятся приложением к основной специальности, но приложением весьма необходимым.
- Значит ли это, что налицо недостаток студентов?
- Совсем нет, недостатка в студентах мы не испытываем. Тут и демографическая яма, в которую попала Россия, роль сыграла (уровень отсева при поступлении в вуз сейчас значительно ниже, чем пару лет назад. - Прим. ред.), и тот неоспоримый факт, что заменить чем-либо классический фундаментальный метод обучения иностранным языкам сложно. Ведь основной акцент при подготовке будущих профессионалов делается не столько на получение знаний о языке, сколько на развитие коммуникативных и языковых умений, позволяющих использовать полученные знания на практике, а также умение получать необходимую информацию, классифицировать ее, обобщать, анализировать, и, наконец, представлять результаты своей деятельности в той или иной форме. Хотя я и не отрицаю всех прочих методов обучения - все они были созданы для решения определенных задач. Каждый сам должен решить, для каких целей и в каком объеме он хочет знать иностранный язык. От этого и зависит выбор метода обучения.
В ближайших планах - выпуск учебных пособий
- Нам известно, что вы трижды проходили годовые стажировки в американских университетах. Сильно ли их система образования отличается от нашей?
- Я хотел бы обратить внимание на два характерных момента западной модели высшего профессионального образования. Первое: в американских вузах акцент делается на внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Занятия могут проходить 1-2 раза в неделю, однако соотношение аудиторной нагрузки к неаудиторной будет 1 к 5 или даже больше. Приходится очень много читать, выполнять письменные задания, участвовать во внеклассных обсуждениях в режиме on-line и т. п. На лекции студенты приходят, уже изучив материал, который обсуждается в интерактивной форме с преподавателем. Второе: особое внимание уделяется внеучебным мероприятиям. В вузах постоянно проходят спортивные и культурные мероприятия, студентам предлагается посещать клубы и секции по интересам - от спортивного бассейна до театральной студии.
- По-моему, такое сейчас практикуется и в российских вузах или будет практиковаться в скором времени. Кстати, каковы ваши планы на ближайшее будущее?
- Что касается научных планов, то сейчас я руковожу научной лабораторией языкового поликультурного образования, которая объединяет талантливых исследователей по всей России. Сейчас сотрудники моей лаборатории готовят к выпуску серию электронных учебных пособий по культуроведению англоязычных стран. Особенность проекта в том, что его участниками стали не только ученые и преподаватели вузов, но и учитель средней школы, и наши студенты. Это вот планы на ближайшее будущее.
В ТЕМУ
Знания в зеркале денег
Как сообщила "АиФ-Тамбов" заместитель начальника отдела регионализации высшего профессионального образования и науки Управления образования и науки Тамбовской области Марина МАРКИНА, управлением образования и науки области в рамках активизации научно-исследовательской деятельности, особенно молодых ученых, в 2007 году было организовано проведение ряда конкурсов.