В понедельник, 11 февраля, десятки тысяч тамбовчан опоздали на работу, а домой и вовсе возвращались, что называется, на своих двоих: работники транспорта общего пользования объявили забастовку и не вышли на маршруты. Бастующие требовали повысить стоимость проезда и отменить льготные талоны.
Весь день редакция "АиФ-Тамбов" следила за развитием темы N 1 в областном центре, пытаясь выяснить позиции всех сторон и лиц, принимавших активное участие в срыве пассажирских перевозок в городе.
Был "Икарус", стал "пешкарус"
"Мы согласны возить по льготным талонам фронтовиков и детей до 7 лет, - говорит водитель автобуса
N 18 Владимир СОРОКИН, пришедший поддержать коллег по цеху на главную площадь города - все остальные могли бы и полностью проезд оплачивать, иначе нам невыгодно ...". Примерно то же, но в более резких, а зачастую и нецензурных выражениях пытались донести до собравшихся (а, надо сказать, что несанкционированный митинг привлек к себе внимание многих сторонних любителей сомнительных зрелищ) все бастующие транспортники. Более того, водители и кондукторы, которые, по их уверениям, сильно потеряли в зарплате с введением талонной системы в Тамбове, выразили свою готовность повторить подобную акцию, в случае если городская администрация не примет их условия.
А тем временем тамбовчанам, часами дожидавшимся трещащий по швам муниципальный транспорт, ничего не оставалось, как раздвигать пошире локти, чтобы все-таки влезть куда-нибудь.
"Я участковый врач, - говорит тамбовчанка Ирина КУЗНЕЦОВА, - представьте, сколько раз в день я езжу к своим пациентам! Я, конечно, могу понять, что транспортники тоже хотят достойно зарабатывать, но не ценой же простых пассажиров, в конце концов!".
Месяц передышки, и цены на проезд вырастут?
Ближе к концу рабочего дня, когда отчаявшиеся пассажиры пошли по домам пешком, несколько десятков бастующих, тех, что прошли фейс-контроль (многие к этому часу уже хорошо приняли на грудь) пропустили в городскую администрацию. Здесь Максим КОСЕНКОВ сообщил им, что все выплаты город сделал в срок и в полном объеме, а если водители и кондукторы не получили причитающегося (или получили меньше, чем ожидали), то предъявлять претензии нужно не городу, а работодателям. Кроме того, глава городской администрации попросил пятидневный таймаут, для того чтобы проработать вопрос о повышении тарифа на пассажирские перевозки. Правда, такое решение, если оно будет принято, вступит в силу только после подписания соответствующих постановлений и не ранее, чем через месяц.
"Только учтите, мы не будем чесать всех под одну гребенку, как в большом колхозе, - сказал Максим Косенков, - в автобусах большой вместимости мы предлагаем поднять стоимость проезда на рубль, в газелях - на два, но и принимать работу мы тогда будем по всей строгости!".
Между прочим, 11 февраля изрядно поживиться за счет вынужденных ехать на чем придется горожан удалось не только так называемым штрейкбрехерам, которые решили своих собратьев по несчастью не поддерживать, но и таксистам. По некоторым данным стоимость проезда на машине с шашечками подскочила в 1,5-2 раза (у кого на сколько совести поднять хватило), а ожидать персональный транспорт приходилось от 40 минут до двух часов.
Забастовка: день второй
12 февраля на линии не вышли автобусы 2 из 28 предприятий, чьи учредители (отец и сын Федосовы) на встречу "в верхах", которая проходила накануне, так и не явились. Надо заметить, что именно в этих двух фирмах и сосредоточено самое большое количество автобусов, так что добираться до рабочих мест тамбовчанам было затруднительно и во вторник. Поэтому ближе к обеду забастовщиков снова пригласили в городскую администрацию, предварительно предупредив, что требовать они могут "у Ленина", а если уж пришли, то должны спокойно выслушать все предложения города. А их было достаточно.
Во-первых, Максим КОСЕНКОВ предложил владельцам автобусов разорвать договоры со своими фирмами, которые, по его словам, являются "некими разводящими и крышующими структурами, не знающими даже реального положения дел", и заключить их напрямую с городской администрацией. В этом случае отследить денежные потоки между работниками отдельно взятых автобусов, их владельцами и заказчиком услуги (то есть горадминистрацией) не составит большого труда, а следовательно, отпадет необходимость серьезного повышения тарифа на пассажирские перевозки, которое было нужно для того, чтобы дать простым водилам и кондукторам достойно заработать.
"Я повторяю, если такое повышение и произойдет, то только после того, как мы выстроим новую схему пассажирских перевозок в областном центре, - сказал глава городской администрации. - Что касается льгот, то идея их отмены глупа и вообще не обсуждается". Правда, это касается льготников федеральных и региональных. Местных же в ближайшее время обеспечат суммой, необходимой для проезда в транспорте общего пользования. Кроме того, для борьбы с нечестными горожанами, которые норовят объегорить автобусников, подделывая удостоверения и талоны, в самое ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях будет введена соответствующая статья, а штраф за безбилетный проезд увеличится до 2,5 тысячи рублей. И последнее. Введение месячных проездных, о которых "АиФ-Тамбов" писал ранее, решено отложить на несколько месяцев, пока ситуация с пассажирскими перевозками в городе окончательно нормализуется.
Языком цифр
В областном центре работают 28 юридических лиц, занимающихся пассажирскими перевозками. На начало февраля им было выплачено порядка 2,5 млн рублей в качестве компенсации за перевозку льготных категорий граждан по талонам с 50%-ной скидкой.