Сотни липчан, недовольных скорой ликвидацией троллейбусов, вышли на площадь перед областным центром культуры. Но повлияет ли протест на решение чиновников?
Последняя искра?
Идея о ликвидации троллейбусного парка появилась в прошлом году и сразу же вызвала бурю негодования горожан. Липчанам пообещали «не рубить сгоряча». А к концу года споры и вовсе стихли, поговаривали даже, что от затеи отказались. Но недавно департамент транспорта представил горсовету «Концепцию развития городского транспорта». Из нее следует, что троллейбусам в Липецке не место.
«Нас просто растоптали, - сказала Татьяна Вострикова, председатель профсоюза работников пассажирского транспорта. - Некогда огромное предприятие (раньше парк троллейбусов насчитывал 134 единицы и обслуживал 13 маршрутов, сегодня на линии выходят всего 29 машин. - Ред.) объединили с автобусниками, а потом разорили».
А между тем троллейбусы, по словам работников депо, экономичнее автобусов: на километр пути «рогатому» старого образца требуется 9 рублей, нового - всего 5, в то время как автобусу - 12. Электротранспорт можно было бы сделать доходным, уверены они, если увеличить парк техники хотя бы в 2 раза. Но чиновники закупать троллейбусы не планируют.
«Теперь нас всех - 186 человек - просто выкинут на улицу», - с горечью констатировала глава профсоюза.
Заступаются за электротранспорт и простые липчане - их на площади собралось несколько сотен. Их аргументы: троллейбус удобный и, что важно для нашего города, экологичный транспорт.
Высказались за сохранение «рогатого» не только участники пикета. В редакцию поступают десятки звонков и писем читателей.
«Липецк занимает одно из ведущих мест по онкозаболеваниям. А здоровье напрямую зависит от экологии. Троллейбусы нельзя убирать», - уверен Анатолий Коржов, липчанин, заслуженный работник транспорта России.
Из двух зол
Но у чиновников другое видение ситуации.
«Экономический анализ показал: троллейбусные перевозки нерентабельны, муниципальное предприятие терпит колоссальные убытки, - сказал Александр Алынин, председатель городского департамента транспорта. - В том виде, в каком сегодня существует троллейбусный парк, его оставлять нельзя».
По словам Алынина, у нас два пути: парк реанимировать или закрыть. На реанимацию нужно 400 млн рублей. У города таких денег нет, поэтому троллейбусы решено заменить автобусами. Экология не пострадает, уверяет чиновник, новые машины будут соответствовать самому высокому стандарту - Евро-5. Обслуживающий персонал предприятия - около 100 человек - без работы тоже не останется. Электрики и механики сегодня востребованы. Водителям-мужчинам - их около 20 человек - предложат переобучиться на водителей автобусов, а женщин - примерно 10 человек - готовы взять в трамвайное депо. Однако не менее 50 человек всё равно отправятся на биржу труда.
«Это очень тяжёлое решение, но мы понимаем: либо нам сегодня нужно уволить 50 человек, либо мы доведём до критического состояния всё предприятие «Липецкпассажиртранс», где работает тысяча липчан», - сказал Александр Алынин.
Стоит отметить, что пока «Концепцию» не приняли. Быть или не быть в Липецке троллейбусам, должны решить депутаты. Но услышат ли они глас народа?