Современная молодежь не помнит тех событий: многие из них появились на свет уже после того, как закончилась война в Афганистане. Впрочем, сегодня и о Великой Отечественной войне многие имеют лишь смутное представление, что тут говорить об афганской... А ведь и там лилась кровь и гибли люди.
О последствиях войны 20-летней выдержки корреспондент "АиФ-Тамбов" побеседовал с председателем правления Тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" Александром РУДАКОВЫМ.
"Афганский синдром" - на всю жизнь?
В афганскую войну подполковник Александр Рудаков был военным советником при училище ВВС и ПВО в Кабуле (демократическая республика Афганистан) с 82-го по 85-й год. Сегодня, являясь председателем правления Союза ветеранов, он не понаслышке знает обо всех проблемах афганцев.
- Александр Иванович, чем вы занимались во время своего пребывания в Афганистане?
- В целом, задача у нас была одна - предотвращение кровопролития в стране. Мое участие в этом не назовешь значительным. Я занимался подготовкой национальных военных кадров. Так что не могу похвастать тем, что постоянно бывал на операциях. Хотя цель нашей работы была привлекать афганских военнослужащих к выполнению тех или иных заданий, а мы в свою очередь должны были сопровождать их.
- Почему впоследствии возникла необходимость в такой организации, как Союз ветеранов? Когда он появился?
- Официально наш орган был зарегистрирован в 90-м году. Хотя общественное объединение воинов-интернационалистов было уже в 85-м году. Почему союз был необходим? Сами понимаете, участие в боевых действиях сильно влияет на психику. Недаром есть термин "афганский синдром" и "чеченский синдром". Об этом не говорили, но и великую отечественную войну тоже был свой "синдром". Но есть разница: тогда враг был на территории государства, в тяжелейших условиях были не только военнослужащие, но и гражданское население. А во время войны в Афганистане страна жила мирной жизнью, в то время как ее граждане сражались на территории соседнего государства. Оттуда люди принесли с собой другие ценности и представления об отношениях между людьми. Не все смогли сразу перестроиться и вернуться к гражданской жизни. Почему многие бояться афганцев? Да, у этих ребят были свои "заскоки", возникало чувство мести. Некоторые, наоборот, замыкались в себе. Были и самоубийства, было неприятие всего окружающего, особенно когда распался СССР. А мы помогали людям адаптироваться к окружающей действительности.
Во всем виноваты... солдаты?
- От людей трудно требовать понимания по отношению к афганцам. Ну а государство?
- Отношение государства также способствовало отчуждению нас от общества. Поэтому-то наша организация и занимается защитой прав ветеранов Афганистана. Сначала нам были даны льготы - 50-процентная оплата за жилье для ветеранов и членов их семей. Но потом посчитали, что это много, и сделали льготную оплату только для ветеранов. А это создает определенное отношение в обществе. Откуда уж тут взяться патриотизму у молодежи, если они видят подобное? Сегодня даже чистой формальностью - наградами к празднику - афганцев не радуют. Нас в Тамбовской области 3,5 тысячи. Чтобы всем медали вручить, надо найти миллион рублей. У властей нет таких денег. У них даже на открытки для всех не хватает. Государство как будто ни при чем. А ведь войну начинают политики, а не солдат. Но почему-то именно он оказывается во всем виноват. Мол, он там людей убивал, а мы ему еще льготы за это будем давать...
- Помогает ли ваша организация ветеранам в решении бытовых проблем?
- Разумеется. К примеру, в 91-м году прекратила существование программа по обеспечению афганцев жильем. Но мы постарались, так появилась Федеральная программа строительства домов для ветеранов Афганистана. Их достраивали за счет федерального бюджета. Хотя и сейчас по городу около 100 афганцев не получили жилья. Кроме того, мы стараемся поддерживать семьи погибших. До последнего времени 15 февраля всегда собирались в 34-й школе, где есть музей воинов-интернационалистов. Теперь, правда, это перевели на местный уровень: все-таки трудно вывозить людей из районов. Раньше нас объединяла ответственность перед семьями погибших. Теперь и этого нет...