Примерное время чтения: 5 минут
56

Переплетение чудес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2008

"Пришла посмотреть на работы своих учеников, а увидела целый мир фэнтези, удивительные рисунки ребят и преподавателей. Спасибо за чудо!". Эта запись в книге отзывов наиболее точно характеризует необычную экспозицию в выставочном центре БГТУ им. В.Г. Шухова - действительно чудо, воплощенное детьми в рисунках и поделках.

Ничего подобного видеть еще не доводилось. Ощущение - что это ожившие сны и фантазии или сошедшие со страниц герои сказок Гофмана и Толкиена... Невероятные сюжеты и персонажи словно выводят тебя из реальности, погружая в мир, где совсем другое время, много света, яркие краски и чувство бесконечной радости. Сама экспозиция тоже выглядит странно, как пестрое лоскутное одеяло: рисунки-лоскутки плотно подогнаны и словно перетекают друг в друга. Под ними нет ни названий, ни фамилий авторов. Так что зритель может сам фантазировать по поводу увиденного.

Объяснение этому нашлось простое: работ оказалось много, более ста, а места мало. Поэтому полный авторский список из 41 участника организаторы поместили в самом начале экспозиции. Под рисунками расположились еще более необычные вещи - большие бумажные шляпы в виде животных, рыб, русалок, драконов и даже джунглей и танцующего города!

Сразу невольно задаешься вопросом: как все это можно сделать? Это у детей такая неукротимая фантазия или они все сплошь гении с видением мира и сознанием Сальвадора Дали?

Архитектура - это образ мыслей

"Они необычно мыслящие люди, хотя и самые обыкновенные дети, - говорит преподаватель Белгородской детской художественной школы Эмма ЦЫБУЛЬНИКОВА. - Ребят можно научить основам творчества, если у них есть фантазия, способность к ассоциативному мышлению. Умение развивается в процессе учебы, от простого к сложному. Ставишь перед ребенком одну задачу, а решений он должен найти много".

По словам Эммы Александровны, в нашем мире нет отдельно живого и неживого, в основе всех одушевленных и неодушевленных объектов и явлений лежит конструкция. Архитектура есть во всем - в животных и растениях, человеке, поэзии и музыке, в окружающих предметах...

Умение как бы заглянуть внутрь, увидеть и понять эту конструкцию и передать художественными средствами и есть суть того, чему учатся ее ребята. Это называется архитектоникой - симбиоз живой природы и архитектурных конструкций в графике и бумагопластике. Поэтому люди, животные, растения и насекомые, всевозможные предметы - все, что представлено на выставке под названием "Архитектоника", изображено, например, с помощью различных шрифтов и букв, архитектурных проектов, фруктов и овощей. И это вовсе не персонажи и сюжеты литературных произведений, как непосвященному кажется на первый взгляд. А именно работы, выполненные в нетрадиционной современной технике, в различных стилях. Ребенку дается задание нарисовать "архитектурное" животное или натюрморт, а он уже сам определяет, какими средствами это сделать. К обычному образу добавляются детали, происходит стилизация, в которой в конечном итоге угадывается первоисточник.

"СТАРТ" в будущее

Программа обучения, которая развивает такое проектное мышление, в белгородской художественной школе используется с 2001 года. Ее разработали 16 лет назад московские педагоги архитектурно-художественного профиля и назвали "СТАРТ" (студия архитектуры). Концепция программы - творческое развитие детей с шестилетнего возраста и до поступления в вуз. Это поиск, эксперимент, реализация идеи от рисунка до создания проекта в макете. "СТАРТ" стала лауреатом конкурса программ внешкольного обучения Министерства образования России и получила распространение не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье. "У нас нет довузовской подготовки, - говорит Эмма Цыбульникова, - и детей мы принимаем не с шести, а с восьми-девяти лет. Тем не менее многие потом выбирают профессию архитектора, дизайнера, стилиста. Поступают в том числе и в наш технологический университет". У Эммы Александровны по программе "СТАРТ" учатся сегодня 45 детей. Причем классы - разновозрастные.

"У таких педагогов могут быть только талантливые ученики" - еще одна запись в книге отзывов о выставке. Вместе с детскими работами тут и такие же фантастические рисунки преподавателей художественной школы Эммы Цыбульниковой и Елены Коротун. Причем Елена Николаевна работает по традиционной классической программе. Но такое творческое сотрудничество помогает достигать новых высот. Эта выставка в "технологе" - уже четвертая, которую педагоги организовали совместно.

Десятилетия роста

...Когда-то детская художественная школа ютилась в маленьком одноэтажном здании постройки XIX века, и учились тут всего 27 человек, с которыми занимались молодые художники-энтузиасты. С тех пор прошло 45 лет. За эти годы сложился профессиональный педагогический коллектив. Школа выпустила более двух тысяч юных художников. Сегодня на двух отделениях учатся 377 ребят, среди них немало талантливых, настоящих звездочек. Воспитанники школы и педагоги получили достойные условия, переехав недавно в новое здание художественного музея. Тут настоящий храм искусства! А такие выставки, как "Архитектоника", - это новая ступенька в развитии школы. Так что есть куда расти и к чему стремиться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах