Примерное время чтения: 7 минут
92

Православный день влюбленных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 09/07/2008

В этом году в России появился новый государственный праздник - 8 июля День семьи, любви и верности. Празднуется он в день памяти двух православных святых - Петра и Февронии Муромских. О том, что такое православный брак, и какой образец супружеской верности дают эти святые, мы беседуем с руководителем пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии протоиереем отцом Игорем КОБЕЛЕВЫМ.

- В Православии понимание любви между мужчиной и женщиной изначально направлено на создание семьи, - говорит батюшка. - В Книге Бытия cказано, что еще при сотворении мира

"... сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника, соответственного ему...И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих, плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт. 2.18, 21-24). И, как сказал Господь Иисус Христос, "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19.6). Поэтому день семьи, любви и верности действительно можно считать альтернативой Дню святого Валентина, превратившемуся в праздник влюбленности, которая не всегда благочестива, а зачастую и просто греховна.

- На последнем Архиерейском соборе Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй назвал гражданский брак блудным сожительством. Но ведь таких браков становится все больше и больше?

- Да, и на Европейской ассамблее в Страсбурге он говорил то же самое - что грех нужно называть грехом. Если некоторые европейские правительства считают, что можно легализовать однополую "любовь", то в России, в традициях русского народа, российской государственности никогда не было ничего подобного. Россия в этом смысле отличается от Европы, поскольку у нас в основе миропонимания все-таки лежат православные ценности, православное отношение к семье и браку.

- Тем не менее многие российские семьи, прожившие десятилетия в верном и преданном браке, не хотят брака церковного, да и многие православные, посещающие храмы, не торопятся венчаться. А массовые венчания молодых становятся только данью моде. Как быть с этим?

- Да, это наследие советской эпохи, которое еще долго будет напоминать о себе, которое одним-двумя десятилетиями церковной жизни не преодолеешь. Должно, наверное, пройти не меньше столетия, чтобы народ полностью вернул себе церковное сознание. Пока же и восприятие венчания как внешнего обряда, и сами такие венчания будут продолжаться, и обращения к владыкам с прошениями о снятии благословения на брак - тоже. При этом для многих удивительно, что эта процедура гораздо более сложная, чем обычный гражданский развод. Хотя в этом году владыка Иоанн в своем докладе на съезде духовенства нашей епархии отмечал, что таких обращений все же стало меньше, поскольку ведется активная разъяснительная работа, перед каждым венчанием священник рассказывает молодоженам об этом Таинстве.

- Расскажите о нем и нашим читателям.

- Венчание - это не просто красивый обряд, это - одно из семи Таинств Православной Церкви, при котором подается благодать Святого Духа на заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание детей.

И оснований для разрыва церковного брака гораздо меньше, чем для расторжения светского. Снять церковное благословение с брака может только епископ, и всякий раз проводится расследование: по чьей вине и по какой причине все произошло. Причины расторжения церковного брака следующие: длительное отсутствие супруга или супруги, явная и доказанная измена, когда уже есть дети "на стороне", признание человека умалишенным. Поместный собор 1917-1918 годов добавил, что причиной церковного развода могут быть наркомания и алкоголизм.

А несходство характеров - основная причина мирских разводов - церковью во внимание не берется: надо терпеть и любить человека всю жизнь, что бы ни случилось.

- И потому венцы, которые возлагаются на головы супругов при венчании, - это венцы мученические?

- Это одно из преданий, а вот в древней Церкви обвенчанные супруги ходили в венцах неделю, как цари.

- Батюшка, расскажите нам о Петре и Февронии. Почему именно они выбраны образцами православного супружества?

- 8 июля по новому стилю наша Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра, в иночестве Давида, и Февронии, в иночестве Ефросинии. Петр начал княжить в городе Муроме в начале 13-го века, в 1203 году. Это время перед татаро-монгольским нашествием. Он был благочестивым князем, но ему от Господа было искушение: все его лицо и тело покрылось нарывами, и никто его не мог вылечить. И однажды слуга сказал ему, что под Рязанью живет девица, которая занимается врачеванием. И он поехал туда, встретился с Февронией, и она ему понравилась, поскольку была очень красива. Она согласилась его вылечить, но сказала: "Князь, плохо дому быть без глаз и без ушей", - имея в виду, что глаза дома - это жена, а уши - дети. И поставила условие: если исцелит его, чтобы он взял ее в жены.

Петр в ответ сказал, что так настрадался, что уже на все согласен. Она приказала истопить баню, дала ему кваса, помолилась за него, и все нарывы с тела исчезли. И после этого Петр подумал, что ему положено брать в жены девицу княжеских кровей, а Феврония - простого звания, заплатил ей золотом и уехал. И уже в пути его болезнь возобновилась. Тогда князь понял, что согрешил, не сдержал своего обещания перед Богом, вернулся, покаялся перед Февронией, привез ее в Муром и женился на ней.

И тут начался бунт среди бояр: они не хотели, чтобы у них была княгиня из крестьян. Тогда перед Петром встал выбор между любовью и государственным долгом, и он выбрал любовь: они вместе с Февронией оставили престол и уехали. А бояре передрались между собой за власть. И в итоге отправили послов к Петру звать его обратно на княжение. Петр и Феврония княжили в Муроме в мире, любви и благочестии, а перед концом жизни, в 1228 году, решили принять монашество. Житие рассказывает, что, когда Петр был уже при кончине, Феврония у себя в женском монастыре вышивала священническое облачение. К ней пришел слуга сообщить, что Давид уже отходит, и она попросила: "Пусть подождет еще час, я закончу работу". Но ей сказали, что он больше не может ждать, тогда она воткнула иголку в работу и сказала: "Значит, и мне за ним пора". Они умерли в один день и час и завещали похоронить их в одном гробу, разделенном перегородкой. Но монахов не принято хоронить вместе, и их тела положили врозь, его - в мужском монастыре, ее - в женском. Однако на следующее утро они вновь чудесным образом оказались вместе. Мощи святых до сих пор почивают в Муроме в Свято-Троицком монастыре.

- Как День семьи, любви и верности отметили в Белгороде?

- В каждом храме в этот день служили Божественную литургию и молебны святым Петру и Февронии. Кстати, уже сейчас люди все чаще заказывают молебны этим святым, молятся им о семейном счастье и благополучии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах