Примерное время чтения: 6 минут
160

"Мама" для "малолеток"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/2009

"Она нам как родная, - говорят воспитанницы, теснясь и стараясь встать поближе в Надежде Ивановне перед фотокамерой, - она такая одна". Такие вот, почти родственные отношения между сотрудниками и юными заключенными в Новооскольской воспитательной колонии, лучшей среди воспитательных колоний в России. Надежда Федоренко руководит ею с 1996 года - у нее самый большой стаж и опыт.

"Нельзя видеть в них преступниц"

В колонию Надежда Ивановна пришла работать еще в 1971 году инженером по организации и нормированию труда. "Мне эта работа нравилась, хотя начальником не мечтала быть никогда", - говорит она. Образование получила экономическое, но всегда мечтала быть педагогом - вот и занимается воспитанием всю жизнь, так что мечта сбылась. И особая, семейная атмосфера в этом учреждении - заслуга прежде всего Надежды Ивановны. И секрет тут прост. "Нельзя видеть в них преступниц, - считает она. - Их уже наказали - тем, что они в колонии. Наша задача - их воспитать, перевоспитать, сделать из них нормальных, полноценных людей. А если не найдешь с ними контакта, общего языка, если видишь перед собой только заключенную - так нельзя, ведь это не работа у станка, тут перед нами - живые, искалеченные души. Ведь это дети, лишенные детства, когда в 16 лет они говорят: "А правда, что будут подарки на Новый год или на 8 марта? А я еще ни разу в жизни не получала подарков!"

В колонии есть определенные дни приема осужденных, но Надежда Ивановна в зоне с раннего утра, и у каждой воспитанницы, если есть проблема, есть и возможность подойти и поговорить. "Я общаюсь с девчатами ежедневно - все вопросы ко мне, к замам, к любому сотруднику мы разрешаем сразу, потому что порой бывает, что нельзя ждать дня приема", - поясняет она.

Кружки по интересам, учеба, работа

"Конечно, им у нас уделяется очень большое внимание, - продолжает Надежда Ивановна. - У нас работает 23 кружка по интересам. Буквально в ноябре месяце мы заняли в четырех номинациях первые места среди воспитательных колоний, ездили в Москву выступать в молодежном театре. Одну нашу девочку, освободившуюся по УДО (условно-досрочно) уже приняли, она учится в этом театре, звонит нам часто".

Те, кто пребывает сюда впервые, еще в карантине недовольны: здесь надо и учиться, и работать. Но потом постепенно понимают и втягиваются. И девчонки помогают друг другу: о режиме все объяснят, о распорядке, и покажут, как постель застелить: много ведь и таких, которые отродясь не видели белой простыни. Учатся девочки в вечерней сменной школе, получают обычный аттестат зрелости, а в профессиональном училище их обучают еще пяти специальностям, основная из которых - швея. Работают они на сложном производстве, шьют форменную одежду для силовых подразделений - так что потом на воле могут работать и на швейных фабриках, и в мастерских, и, выйдя замуж, сумеют обшить себя и семью. Рядом с колонией - Новооскольский сельскохозяйственный колледж, заочно учатся и там, причем благодаря помощи районной администрации обучение бесплатное, а на сессии их выводят за пределы зоны, хоть и под конвоем.

Коллектив сотрудников здесь на две трети женский, большинство работает по 20-25 лет. Все - соратники и единомышленники Надежды Ивановны, немало тех, кто работают целыми семьями, династиями, такие, как зам. по оперативно-режимной работе Николай Капелюшник, зам. по тылу Леонид Герасимов."Я считаю, это прекрасно, когда есть династия, потому что все мы так привыкли - даже в любой семейный праздник все равно говорим о своих девчонках", - говорит Надежда Федоренко. Отмечает она своего заместителя по воспитательной работе Марину Кудлаеву, директора школы Василия Обрезанова - очень болеет за свое дело, за девчат, как и Валентина Владимировна Дикарева, учитель литературы и русского языка, как династия Куприяновых: Галина Юрьевна работает зав. клубом, у нее столько инициативы, девочки много выступают именно благодаря ей.

"Они добрее, чем молодежь на воле"

После освобождения девчонки часто приезжают навестить сотрудников: в колонии каждый год в августе проходит родительская конференция. Приезжают те, кто освободился и два, и три, и пять, и даже десять лет назад. "Вот была девочка - у нее все сложилось прекрасно: семья, свой бизнес, а была, когда к нам поступила, ого-го с каким норовом, - говорит Надежда Ивановна. - Конечно, кто-то повторно совершает преступление, и бывает так, что это даже не их вина: вот они освободились - и опять мы их отправляем в никуда. А если у них будет поддержка на воле, если они будут обеспечены работой, жиль-ем - тогда рецидива будет намного меньше".

Девочки приезжают и вспоминают о годах в колонии, как ни странно, как о чем-то светлом в своей жизни. За многие годы сотрудники могут их сравнивать: те, что были даже 10-15 лет назад, и те, что сейчас, очень различаются: "Раньше в основном шли по 158-й статье - были воровочки, не было вичевых, не было наркоманок, пьющих, - говорит Надежда Федоренко. - Если у кого-то обнаруживали венерическую болезнь, это был скандал. А сегодня 97 процентов - это тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, разбои, грабежи. Естественно, у них нарушена психика. Раньше не было таких, кто не умел писать и читать, если и попадались, то цыгане. Сейчас многие в 16 лет букв не знают - ясно, при каких родителях они росли. Таким у нас, естественно, тяжело, но им помогают: нынешние девчонки добрее и терпимее. Даже, я вам скажу, они у нас намного добрее, чем молодежь на воле. Хотелось бы, конечно, чтобы общество их приняло, чтобы им оказали поддержку и помощь - тогда и наши усилия не напрасны".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах