17 июля празднуется день памяти святых царственных мучеников - Государя императора Николая Александровича, государыни Александры Фёдоровны, царевича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Много наших земляков молитвенно обращаются за помощью к этим святым и получают просимое. Как при жизни последний русский царь помогал жителям Белгорода, так и после смерти ходатайствует за нас перед Господом.
Народ на улицах стоял стеной
В Белгороде Николай II побывал дважды. Первый раз - в 1904 году. В газетах тех лет осталось подробнейшее описание того, как встречали монарха белгородцы. "Широкие тротуары Корочанской и Ново-Московской улиц представляли из себя сплошную народную стену... Можно было видеть, как некоторые клали земные поклоны, другие крестились сами, благословляли Государя".
В Свято-Троицком соборе, тогда кафедральном, совершалось краткое молебствие, после которого император благоговейно прикладывался ко кресту, а потом и к поставленной около левого клироса чудотворной иконе Святителя Николая, именуемого "Ратный". К мощам белгородского святителя Иоасафа, "хотя ещё не открытым, но народом весьма чтимым", спускался в пещерку венценосный паломник и "милостивно расспрашивал о жизни и деяниях" угодника Божия.
Император в 1904 году впервые услышал о святителе Иоасафе и отнесся к услышанному с большим вниманием. В 1910 году на докладе Св. Синода о прославлении нашего святого он написал: "Благодатным предстательством Св. Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русскаго".
Целью же первого царского приезда в Белгород было благословение пяти батарей 31-й артиллерийской бригады привезённым из Петербурга образом Николая Чудотворца. На Дальнем Востоке шла война с Японией.
По приезде своём в столицу Николай II пожаловал одну тысячу рублей на выдачу от имени Его Величества единовременных пособий беднейшим жителям Белгорода. А что представлял тогда российский рубль? Он был подлинно золотым.
Неугасимая лампада веры
Государя ждали в Белгороде и в начале сентября 1911 года на торжества в честь прославления святителя Иоасафа. Весной того года император Николай Александрович повелел выдать ссуду городу на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Царю докладывали о том, как подготовили город, как проходили торжества. Самому ему быть тогда в нашем городе помешали траурные события, связанные с похоронами Столыпина.
Однако в декабре 1911 года царская семья посетила Белгород. Обратимся к свидетельству епископа Белгородского Никодима, прославленного вместе с царственными мучениками в лике святых в 2000 году: "По прибытии императорского поезда Их Величества с Августейшими детьми прошли в вокзал первого класса, где Их Величествам представлялись собравшиеся там депутации, которые и были приняты милостиво... По приёме депутаций Их Величества в двух открытых экипажах отправились в монастырь. При следовании Августейших Особ народ встречал Самодержавного своего Государя и Его семейство могучими криками "ура!" и пением "Боже, царя храни". На всех колокольнях был праздничный трезвон... Их Величества благоговейно осеняли себя крестным знамением. Вместе в Его Августейшими родителями снимал шапочку и осенял себе крестным знамением Государь Наследник..."
Напомним, что зимы тогда в России были суровы, и ехать в открытом экипаже без головного убора и перчаток для семилетнего царевича Алексея, страдавшего неизлечимой болезнью, было серьёзным испытанием. В этот приезд вся царская семья коленопреклонённо молилась у нетленных мощей белгородского святого. В дар собору венценосными молитвенниками была передана большая серебряная лампада. Она будет теплиться под сенью раки святителя Иоасафа, не угасая, девять лет, даже тогда, когда в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге мучители-изуверы оборвут жизни её дарителей. В ночь с 16 на 17 июля убиенные 50-летний царь, 46-летняя царица и их совсем ещё юные дети пополнили сонм русских святых.