Юрий Мишин - не только известный белгородский композитор, автор аранжировок многих спектаклей театра кукол, председатель Белгородского регионального отделения Союза композиторов.
Он ещё и талантливый педагог, который учит детей в детской музыкальной школе
N 1 города Белгорода сложному композиторскому искусству.
Музыка пришла
в детстве
- Ещё с раннего детства я сам подходил, открывал крышку пианино, что-то играл, - вспоминает Юрий Леонидович. -
Причём мог сидеть с утра до вечера, забывая обо всём на свете. Уже тогда было желание вслушиваться в звуки, какой-то неосознанный поиск. Закончил в Белгороде музыкальную школу N 2 по классу фортепиано, поступил в музыкальное училище, в класс Людмилы Петровны Белянчиковой. И когда учился на последнем курсе, ко мне пришло это озарение - пришли темы, пришла музыка.
Первыми слушателями его музыкальных опусов стали родители и, конечно, педагог.
-Я очень боялся, вдруг она отмахнётся - ну кто из учащихся музучилища не сочинял музыку? Но она увидела в моих произведениях какое-то творческое зерно и посоветовала поступать в консерваторию на композиторское отделение.
Юрий Мишин закончил Харьковский институт искусств им. Котляревского по классу композиции. Первые концерты его произведений состоялись в Белгороде в 1992 году. 19 лет Юрий Мишин был заведующим музыкальной частью Белгородского театра кукол. А с
1997 года стал преподавателем: после одного из концертов в Овальном зале тогдашний директор ДМШ N 1 Галина Киценко пригласила его вести класс композиции. Сначала занятия шли как факультатив, потом - как специализированный предмет.
- У меня была первая группа из четырёх человек, я с ними год поработал, и мы приняли участие в международном фестивале юных композиторов в Санкт-Петербурге "Я - композитор", - рассказывает Юрий Мишин. - И вот одна из них, Дина Агеева, стала там лауреатом III премии. С этого всё и началось.
Сейчас у Юрия Леонидовича 17 учеников - десять из музыкальной школы и семеро студентов музыкального колледжа. В 2007 году ДМШ N 1 даже издала сборник произведений его учеников "Солнечное утро".
- У меня самая сильная группа, - не без гордости говорит композитор, поскольку его ученики - дипломанты и призёры многих региональных и международных конкурсов.
Многие из тех, кто начинал постигать с Юрием Леонидовичем науку композиции, сейчас учатся в Москве. Например, Роман Костриков - студент Московской консерватории
им. Чайковского, Иван Гусев учится в академии им. Гнесиных. Татьяна Делькова - одна из первых учениц - закончила Воронежскую консерваторию и ведёт в Воронеже класс фортепиано и класс композиции, и уже её ученица Олеся Семенихина приезжала в Белгород на первый межрегиональный конкурс юных композиторов "Моя музыка" и заняла первое место в номинации "Инструментальная музыка". Так что можно говорить о творческой преемственности.
Фестиваль композиторов
от 7 до 35 лет
Конкурс "Моя музыка" из областного плавно перетёк в межрегиональный, а в будущем году обещает стать международным.
- Я бы даже сказал, что это Олимпиада юных композиторов, - отмечает Юрий Мишин. -
Будет три номинации: "Фортепианная музыка", "Камерная инструментальная музыка" и "Вокальная музыка" - а возрастных групп будет целых пять: младшая группа, средняя, старшая и две молодёжные. Возраст участников предполагается от 7 до 35 лет - то есть выступить смогут и выпускники консерваторий. Такого широкого возрастного охвата участников ещё не было, Белгород станет первым.
Фестиваль намечен на осень 2012 года, но подготовка к нему начата уже сейчас. Вдохновители и учредители - представители Белгородского регионального отделения Союза композиторов, в котором Юрий Мишин -
бессменный председатель уже третий срок подряд, а также ДМШN1, директор которой Александр Голев принимал активное участие в разработке проекта фестиваля, который получил одобрение и в городском, и в областном управлении культуры.
Гораздо ближе - уже в конце ноября этого года, с 18 по 23 число - в Белгороде пройдёт фестиваль современной музыки, на котором 22 ноября будут представлены белгородские авторы. Прозвучит вокальный цикл Юрия Мишина на стихи Николая Рубцова "Душа хранит" для баритона, скрипки-альта и фортепиано. Партию баритона будет исполнять заслуженный артист России Владимир Бойко. Также свои произведения представят такие белгородские композиторы, как Николай Бирюков с вокальным триптихом на стихи Сергея Есенина, Елена Латыш-Бирюкова с концертным рондо для скрипки и фортепиано, Александр Бердышев с программой "Там, где поёт сакура" - для кларнета, арфы и виолончели.
Творчество - как стихия, его нельзя ограничивать
- Я занимаюсь у Юрия Леонидовича уже третий год, - говорит Ольга БОРИСОВА, студентка второго курса вокального отделения музыкального колледжа. - Когда окунулась в эту музыкальную среду, мне это дало такой толчок, что, например, за лето написалось целых 22 произведения, в основном вокальных - стихи и музыка к ним.
Сейчас Ольга готовится к поездке на фестиваль композиторов в Воронеж. Она прекрасно играет и поёт собственные произведения.
У Юрия Мишина, конечно, есть программа обучения композиции, но она достаточно свободна.
- Никогда нельзя заранее спланировать, как пойдёт работа, - говорит он. - Если, например, задание одно, а у ребёнка творческая мысль пошла в другом направлении -
я могу только аккуратно подправить, чтобы не перечеркнуть индивидуальность автора, чтобы дать понять, что только он имеет право на какую-то мысль, на какую-то тему.
Синтезатор рядом с пианино позволяет юным композиторам услышать, как будет звучать произведение: ведь сочиняют они не только для рояля.
- Допустим, ребёнок пишет для флейты и фортепиано - я нахожу флейтовый тембр на синтезаторе, и ребёнок слышит и сам уже смотрит, где подправить, - рассказывает педагог. - Ведь музыка не всегда пишется сразу - порой на то, чтобы сделать четыре-восемь тактов, уходит масса времени. Творчество - это процесс непредсказуемый.