Примерное время чтения: 5 минут
246

Аспирантура будущего. Как в НИУ «БелГУ» готовят научные кадры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Белгород 27/03/2019
НИУ БелГУ

Подготовка обучающихся по программам аспирантуры в Белгородском государственном национальном исследовательском университете осуществляется уже более 27 лет и является одним из основных факторов устойчивого развития научного потенциала вуза.

О перспективах развития третьей ступени высшего образования мы беседуем с директором департамента подготовки и аттестации научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» Ириной Шумаковой.

Комплексный подход

– Ирина Алексеевна, как программы подготовки научных кадров реализуются в университете?

 – Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2017 года № 1206 «О федеральных инновационных площадках» утверждён перечень федеральных инновационных площадок на 2018-2023 годы, в число которых вошёл и Белгородский государственный университет по тематике проекта «Формирование нового качества подготовки кадров высшей квалификации в условиях реализации стратегии развития университета как центра инновационного, технологического и социального развития региона».

Цель проекта – проектирование системы магистерско-аспирантской подготовки на основе системного анализа условий и факторов, оказывающих влияние на развитие магистратуры и аспирантуры в современных реалиях.

В рамках проекта, который будет реализован до конца 2020 года, мы занимаемся модернизацией магистратуры и аспирантуры по трём основным направлениям: образовательная, научно-исследовательская и международная деятельность.

В вузе сформирована научно-исследовательская среда для непрерывного обучения по траектории «магистратура – аспирантура – диссертационный совет». Во-первых, НИУ «БелГУ», имея статус национального исследовательского университета, обладает развитой системой аспирантуры по 25 направлениям подготовки и 60 образовательным программам, сформирована уникальная база для проведения научных исследований в различных областях. В 2017 году вуз вошёл в число российских университетов, получивших право самостоятельно присуждать учёные степени кандидата и доктора наук, а также создавать диссертационные советы и устанавливать их полномочия. Сейчас на базе университета функционируют 19 диссертационных советов.

Одно из приоритетных направлений развития университета сегодня – разработка механизмов, позволяющих аспирантам проводить междисциплинарные исследования и объединяться в коллаборации. Плодотворное сотрудничество «физиков» и «лириков» позволит расширить тематику научных исследований в рамках грантов, выполняемых в университете, и вывести молодых учёных на новый уровень продвижения научных технологий. На это направлена и реализация программ аспирантуры по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам.

 В силу того что аспирантура является третьим уровнем высшего образования, в университете создана электронная образовательная среда, позволяющая осваивать дисциплины, или модули, с применением дистанционных технологий. Здесь созданы все условия для успешного выполнения научно-исследовательской работы и защиты кандидатской диссертации в советах университета.

Соответственно, на ближайшие годы наш университет становится законодателем трендов в области заявленных возможностей. Они на сегодняшний день отражают самые перспективные образовательные, научно-исследовательские и международные тенденции как в России, так и за рубежом.

 В рамках программы в этом году были реализованы два инновационных пилотных проекта: форсайт-сессии «Аспирантура будущего» и «Зимние школы будущих аспирантов».

Инновационные проекты

– Что собой представляли форсайт-сессии?

– Главная задача форсайт-сессии – проектирование аспирантуры будущего с её возможностями, проблемами и вызовами глазами обучающихся не только аспирантуры, но и других уровней образования. Команды обучающихся под руководством ведущих преподавателей и экспертов, работая по трем ключевым направлениям развития аспирантуры, провели «мозговой штурм» и предложили инновационные проектные идеи, которые помогут совершенствовать образовательный процесс, научно-исследовательскую и международную деятельность в аспирантуре.

Высокую оценку экспертов получили идеи: «Развитие международных аспирантских программ» юридического института; «Обеспечение магистрантов и аспирантов института фармации, химии и биологии научно-технической базой для проведения научно-исследовательской работы», предполагающее разработку системы учёта и доступа к оборудованию института фармации, химии; «Создание Коворкинг-центра научно-исследовательского программного оборудования» института экономики и управления, предполагающее предоставление научной коллаборационной площадки для аспирантов с целью проведения междисциплинарных исследований. В ближайшее время проектные идеи будут доработаны по содержанию и бюджету и предложены на рассмотрение членам ректората.

– В чём заключались задачи зимних школ будущих аспирантов?

 – Этот проект нацелен на то, чтобы максимально подробно рассказать всем выпускникам специалитета и магистратуры – и своим, и внешним – о том, какие аспирантские программы у нас есть и какие возможности эти программы предоставляют. Цель проекта – повышение привлекательности и конкурентоспособности аспирантуры и привлечение потенциальных талантливых абитуриентов из числа представителей других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках проекта были открыты девять школ: Школа права, Школа педагогических наук, Школа медицины, Школа межкультурной коммуникации и международных отношений, Школа наук о Земле, Школа экономики и управления, Школа общественных наук и массовых коммуникаций, Школа фармации, химии и биологии, Школа инженерных и цифровых технологий. В рамках проведения школ прошла выставка образовательных программ аспирантуры и были продемонстрированы научные лаборатории институтов. Участие в школах приняли 250 человек. Занятия проходили с утра до вечера, однако у ребят оставались возможность и время на неформальное общение. Насколько эффективными оказались зимние школы будущих аспирантов, покажет приёмная кампания текущего года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах