«Матушки, а вы откуда?» — «Из Зимовеньки». — «Какое красивое название!» Для насельниц Воскресенского женского монастыря такой диалог — не редкость. Действительно, и название села, где расположен монастырь, и сами эти места удивительно красивы, словно созданы для созерцания и молитвы.
«Дикое поле» и святые места
Окрестности современного села Зимовенька долго называли «Диким полем» по причине частых набегов татар. Одним из первых поселенцев на реке Нежеголь в XVII веке стал старец-монах Нифонт. В народе его называли Нифонт Вериженский, потому что подвижник носил вериги — тяжёлые цепи под одеждой для усмирения плоти и духа. Спустя некоторое время к нему стали собираться ученики, и образовался монастырь, который в дарственной грамоте на земли царя Михаила Фёдоровича так и назывался «Нифонтовой пустынью».
Позже эти земли были отданы во владение князю Ивану Трубецкому. Село стало процветать, здесь проводились многочисленные ярмарки, и Зимовенька стала экономическим центром местности. С 1901 по 1911 год построили всем миром большой каменный храм редкой красоты. По специальному заказу на Тверском заводе династии Кузнецовых был изготовлен уникальный фарфоровый иконостас. Но и этим не ограничились местные купцы. Пол в храме выложили метлахской плиткой, а под полом расположили систему амосовских печей, благодаря которой уже в XX веке в Зимовеньке функционировали полы с подогревом. Такой пол храма даже в лютые морозы прогревался весь — матушки говорят, сейчас даже газовое отопление с этим не всегда справляется.
В советский период помещение храма использовалось как зернохранилище, и именно это спасло его от разрушения. Уцелели и многие фрагменты иконостаса. Полная его реставрация была завершена в 2011 году. А сегодня в Воскресенский женский монастырь приезжают специалисты из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, чтобы сделать необходимые слепки, эскизы и сохранить традиции художественной керамики дореволюционной России.
«Вера не в брёвнах, а в рёбрах»
«Внешне наш монастырь, слава Богу, благоустроен. Но самое главное в обители — это внутренняя духовная жизнь», — говорит настоятельница монастыря матушка Феодосия.
У истоков монашеской жизни в Зимовеньке стоит всеми почитаемый старец архимандрит Ипполит (Халлин), который прибыл сюда после 18-летнего пребывания на Святой горе Афон. Батюшка прослужил в Воскресенском храме недолго, но его молитвы, его безграничная любовь к Богу и людям стали духовной закваской для монастыря.
Постриженница отца Ипполита и первая насельница монастыря — монахиня Иулиания (Колмыкова). Сейчас матушке 87 лет, 30 из которых она подвизается в Зимовеньке. На ее долю выпало многое — голод, холод, разруха. Много лет она несла послушание казначеи, работала в церковной лавке, готовила на трапезе. И по сей день мать Иулиания трудится не покладая рук — её стараниями монастырь утопает в розах.
Со времени основания женского монастыря прошло без малого 30 лет, матушка Феодосия — уже четвёртая по счёту настоятельница обители. И каждая, по её словам, приумножила, привнесла сюда что-то хорошее. В декабре 2019 года будет отмечаться 20-летний юбилей с момента официального открытия в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря, которое было благословлено Определением Священного Синода РПЦ (выписка из Журнала № 125) от 28 декабря 1999 года. А десятью годами раньше, в 1989 году, владыка Ювеналий, епископ Курский, освятил само место под монастырь — это произошло 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Стали собираться насельницы. Матушка Иулиания вспоминает, как было трудно, как не доверяли тогда селяне монахам, винили во всех бедах — но всё равно постепенно монастырь созидался. Со временем построили сестринский корпус, трапезную, наладили уставной порядок монашеской жизни.
Сейчас в монастыре ведётся активная подготовка к Светлому Празднику Пасхи Христовой — сёстры убирают храм, территорию и корпуса, готовятся принять паломников из Старого Оскола, из Белгорода.
«Мы в этом году проходим здесь первый богослужебный круг церковного года, Пасха для нас тоже будет впервые, — говорит матушка Феодосия и объясняет, что прибыла на Белгородчину летом прошлого года вместе с ещё пятью сёстрами из монастыря на Псковщине, получив приглашение митрополита Иоанна. Всего же сейчас в обители 18 сестёр, самой «маленькой» 25 лет, самой старшей — 97 лет.
Сама матушка настоятельница родом из Москвы, у неё два высших образования, и, по её словам, было в жизни всё — работа, достаток, но внешние блага не могли заглушить стремление послужить Богу. 12 лет назад, вымолив у матери благословение, она ушла в монастырь.
«Женское монашество немного отличается от мужского, — говорит матушка Феодосия. — Очень важно единодушие, когда все сёстры понимают, ради чего они собрались — чтобы духовно двигаться к Богу, чтобы была молитва, ведь для этого и созидаются монастыри. Послушание для монаха выше молитвы и поста, но женщинам исполнить это гораздо труднее, чем мужчинам, ведь у мужчин есть армия как первая школа дисциплины. А женский образ в последние 200 лет претерпел много изменений, которые коснулись и самой сути. Послушание и кротость перестали быть добродетелями, женщина вынуждена добиваться в миру всего сама».
И эта печальная данность очень мешает на монашеском пути. Но для Бога нет трудностей, главное — довериться Ему и идти вперёд.
Жизнь — в служении
Матушка Феодосия говорит, что переезд на Белгородчину приятно удивил её и прибывших с ней сестёр:
«Владыка Иоанн очень деятельный человек. Его вера — живая. И все вокруг это чувствуют. Очень много социальных проектов!»
Жизнь епархии проявляется и в просветительском служении — насельницы монастыря в нём участвуют. Как пример матушка рассказывает о встречах со школьниками в Старом Осколе, на которые их пригласил священник Василий Истомин, духовный наставник нескольких учебных заведений округа. «Встреч получилось несколько, мы общались не только со школьниками, но и с педагогами, с врачами. Многие удивлялись: «Вы без зарплаты живёте? У вас выходных нет? Бедные вы, бедные!» — а мы смотрим на людей в миру и удивляемся, как живут они. Для нас это был первый опыт общения с невоцерковлённой аудиторией, и мы стремились рассказать, что такое монашество на самом деле, — что сёстры принимают постриг не потому, что не вышли замуж или остались без денег, что цели прихода в обитель на самом деле иные — это стремление всю свою жизнь без остатка посвятить Богу».
Люди мало знают и о монашестве вообще, и о монастыре в Зимовеньках, к сожалению, тоже. Матушки рассказывали, что когда в октябре прошлого года представили экспозицию в Белгороде на выставке «Ангел Святого Белогорья», многие посетители удивлялись, что всего лишь в 70 километрах от Белгорода есть такая обитель. «К нам всегда можно приехать на службу, можно и пожить, помолиться, есть гостиница для паломников, очень нужны трудники, — говорит матушка настоятельница. — Приезжайте, мы всем всегда рады».
В обители есть домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», насельницы читают в нём Неусыпаемую Псалтирь. Эта икона чудотворная, в 1991 году она сама собой обновилась, засияла новыми красками и замироточила.
«В Пасху у нас будет великая радость, будет престольный праздник в нашем храме, будем петь, будем молиться, — говорит матушка Феодосия. — Благодарим Бога за то, что в нашем монастыре службы совершаются полным монастырским чином. Не все женские обители имеют такую возможность».
В монастырь назначен старшим священником о. Дмитрий Липич, который очень трепетно относится к монашеству. Дай Бог ему здоровья и крепости.
Приезжайте к нам на Пасху! Будет каждый день крестный ход, будет колокольный звон всю Светлую Седмицу! Радость, всё наполняющая! Дай Бог достойно к ней подойти, и много помолиться в Страстную Седмицу, и подготовиться.