С древних времён и в наши дни на Чернянской земле в пещерах внутри меловой горы монахи молятся Богу.
«Сейчас так не строят»
Обители всегда строились в очень красивых местах. Здесь, в Холках, сами окрестности, сама первозданная природа впечатляет, отрывает обыденности, обращает мысли к Богу, к Вечности.
«Пещерные монастыри в древности возникали потому, что монахи стремились уйти как можно дальше от мира, чтобы в тишине молиться Богу, - рассказывает иеромонах Мануил, ведя нас по территории монастыря к надвратному храму во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. –Теперь всё это воспринимается архаично, это история, древность, ведь сейчас так не строят. И, конечно, та благодать, которая здесь осталась от древних молитвенников - она действует на каждого».
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием. Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские.
«В Киеве в те времена была сильная католическая экспансия, и монахи из Лавры уходили, в том числе и в эти дикие тогда земли, - говорит отец Мануил. - В Белгородской области есть еще пещеры в Валуйках, есть пещеры в Воронежской области».
Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднён указом Екатерины II. Вход в пещеры был завален, монахи разошлись, осталась только приходская церковь. Мы проходим мимо кладбища, и отец Мануил говорит, что именно благодаря ему пещеры и сохранились в советское время. В 90-е годы, в период возрождения монастыря была проведена огромная работа, чтобы их расчистить. Сам монастырь был возрожден в декабре 1999 года, в конце 2019-го будет праздновать своё 20-летие.
Мы спускаемся в подземелье, отец Мануил поясняет, что ходы намеренно делали со спуском, и такое расположение пещер как раз обеспечивает их естественную вентиляцию . Если бы был второй выход и какая-то вытяжка воздуха, мел бы пересыхал и крошился, и пещеры бы разрушились. А так они простояли века, меловые стены чуть влажные и прочные, и над нами около 10 метров земли.
В самой сердцевине горы – подземный храм, вокруг храма прорыт проход для крестных ходов. Стены украшают меловые иконы, современные, изготовленные очень искусным мастером, и иконостас выполнен из позолоченной керамики.
В пещерах круглогодичная температура плюс 8-12 градусов, и в таком микроклимате лучше всего сохраняется именно керамика. Службы в этом подземном храме особенно проникновенны – а сейчас, когда в главном храме монастыря идёт ремонт, насельники служат именно здесь, под землёй.
Сохранились здесь и монашеские кельи, в каждой – вырубленное прямо в стене ложе и киот для икон. Есть одна келья для затвора – без входа, только с окном, в которое затворнику подавали воду и пищу – человек из неё уже не выходил до самой смерти.
«В монастырь приходят»
«Я в монастыре три года – до этого служил на приходах в Новгородской епархии, - рассказывает отец Мануил. – Поехал на юг искать монастырь, мне посоветовали посмотреть Холки. Когда приехал сюда, поднялся в храм на горе, огляделся вокруг и понял – больше искать не нужно. И знаете, что я скажу - в монастырь не уходят. Если человек уходит в монастырь – то он уйдёт и из монастыря. А вот если человек приходит в монастырь – он приходит к Богу, и это на всю жизнь».
От надвратного храма вверх ведут ступеньки, а венчает году храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. 28 июля в этом храме будет престольный праздник, насельники ждут приезда Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, который будет служить в этом храме Всенощное бдение. Владыка, по их словам, любит монастырь, часто его посещает.
Говорят, что подъем на году, приехав в Холки, обязательно надо одолеть каждому паломнику, а число ступеней равно числу грехов, которые описаны святым Максимом Исповедником. Я насчитала 299.
С горы открывается потрясающий вид на монастырь и окрестности.
- Монастырь – это ведь не то место, где прячутся от забот или жизненных проблем, - говорит наместник монастыря игумен Никодим. - Предназначение монаха заключается в глубокой вере, в служении Богу, Отечеству, людям. Труд и молитва – как два крыла, которые поднимают человеческий дух. К сожалению, в России школа, традиция монашества была прервана, и сейчас духоносных наставников единицы, но монастыри всё равно возрождаются. Мне повезло – мною в юности руководил известный старец Зосима, его портрет всегда передо мной в моём кабинете. Он благословил меня остаться в России – сам я родом с Донбасса, он предвидел и предсказывал то, что происходит сейчас с Украиной и печалился об этом.
Отец Никодим рассказывает нам о братии монастыря – всего здесь пять монашествующих, есть послушники, есть трудники, число которых постоянно меняется – кто-то приезжает помолиться и потрудиться, кто-то, у кого проблемы в жизни, остаётся подольше. Работы всем хватает – территория монастыря большая, требует ухода. В верхнем храме недавно сделали ремонт – теперь ремонтируют главный храм во имя Донской иконы Божией Матери. В монастыре есть и своё хозяйство – корова, овцы, куры, пасека, огород, на трапезе всё своё, и, когда приезжают паломники, даже большими группами, насельники монастыря кормят и их.
- Изначально костяк монашествующих сложился с 2000-х годов, когда возродился монастырь, - говорит отец Никодим. - Трое из тех, кто пришли первыми, уже отошли ко Господу.
Монастырь живёт по уставу, служба совершается каждый день утром и вечером, дважды в неделю – исповедь для монашествующих. Часто приезжают паломники, и из области, и из других областей, и из Москвы. И в обычный будний день, в который мы посетили Холки, паломники были и в пещерном храме, и на горе. Есть и прихожане, сложилась своя община из жителей Чернянки и близлежащих сёл, которые любят приезжать сюда помолиться.
Тайный путь перед Богом
Сам игумен Никодим здесь с 2002 года.
«Так выпало послушание, - говорит он. - Я после окончания Белгородской духовной семинарии и сам изъявил желание сюда приехать – впечатлили пещеры, подвиг древних отцов, захотелось на них хоть чуть-чуть походить. Монашеский путь - он ведь тайный перед Богом. Да, монах уходит от мира, но он призван служить этому миру. Монах уходит от соблазнов, от греха, но он служит миру своей молитвой, своими трудами и своим благочестивыми примером».
Месяц назад в обитель назначен духовником иеромонах Сергий. Дважды в неделю он принимает исповедь монашествующих.
«Господь управляет миром, Он Творец всего, и без Его воли ничего не происходит, - говорит духовник монастыря. - Чем больше человек приближается к Богу, тем больше он видит свои грехи – как чем ближе к солнышку, тем лучше мы видим все изъязвины на своём теле. Когда мы в темноте, мы не видим себя, и кажется, что с нами всё хорошо. А солнце – это Христос, просвещающий человека. Да, гладкой жизни ни у кого нет, и в том числе и у нас, но сам монастырский уклад, монастырский устав, сама эта жизнь помогает человеку в духовных стремлениях. Для этого монахи испокон веков и уходили от мира - чтобы быть предстателями за мир перед Богом. Ведь монахи молятся за всех, за весь мир, и это главный монашеский труд и подвиг».