Примерное время чтения: 12 минут
659

Психолог Татьяна Михайлова: «Телефон – не самоцель, а инструмент общения»

Сюжет Телефон для школьника

Лето заканчивается, скоро в школу – а перед школой родители выбирают своим детям телефоны, чтобы всегда быть с ними на связи. Поэтому август – лучшее время, когда можно подумать о приобретении для ребенка удобного, «продвинутого» и при этом недорогого гаджета.

Вопрос этот возникает каждый год – нужен ли мобильный телефон ребенку в школу?  И если нужен, то какой? И как уберечь ребенка от интернет-зависимости, и можно ли вообще это сделать? Об этом мы беседуем с Татьяной Михайловой, кандидатом психологических наук, заведующей отделением лечебной физкультуры и спортивной медицины Белгородского областного центра медицинской профилактики.

- Татьяна Владимировна, в последнее время меня начало беспокоить, что моя дочь не обходится без мобильного телефона и может сидеть с ним часами, хотя мы в семье всегда старались дать ей разностороннее воспитание: и книжки читали, и в театр водили, и много времени проводили вместе, и музыкой она занималась, и разными видами спорта.  Но с какого-то периода времени та картинка, которая в телефоне, стала ей интересней внешней жизни, и не только ей – судя по ее друзьям, с ними происходит то же самое.

-  Да, им интересней и, главное, проще, - замечает Татьяна Владимировна

- Но меня как маму беспокоит, прежде всего, что ребенок начал меняться – в детстве она была очень развитой  и коммуникабельной, никого не стеснялась, могла со сверстниками найти общий язык, со сцены произнести речь без подготовки, знала массу стихов  и песен – а сейчас это все ушло, почему?

- А потому, что уровень общения у них через гаджеты очень низкий. Они же не общаются деепричастными оборотами – предложения коротенькие, очень часто неправильно сформулированные, с грубейшими орфографическими ошибками. И если мы будем говорить, что переписка с помощью SMS-сообщений, общение в социальных сетях через телефоны и планшет что-то добавляет ребенку в развитии – это не так.  Кроме того, сам по себе экран, с которого мы получаем информацию, – это максимум информации, которую наш мозг получает из одного раздражителя, зрительного анализатора. А рассматривание достаточно маленькой картинки, маленьких букв – это еще и постоянное напряжение глаз.

Плюс еще экран дает свет и излучение, мы глазами воспринимаем это как общий фон, а наши клетки мозга воспринимают пиксели как раздражители, сотни и тысячи раздражителей. И это значит, что мозг постоянно находится в состоянии возбуждения. Существует методика обследования, когда проверяют электрическую активность головного мозга – электроэнцефалограмма, – и для того, чтобы выяснить, как функционирует мозг в момент каких-то резких раздражителей, применяют мигающий свет. А по сути дела любые гаджеты с их экранами – это тот же мигающий свет. То есть чем больше мы их используем, тем больше на наш мозг идет нагрузка. Поэтому очень часто бывает, что дети, которые зависимы от телефонов и планшетов, более утомляемы, потому что у них утомляется мозг и не отдыхает. Клетки мозга у них все время находятся в гипервозбуждении. В результате эти дети начинают хуже соображать, плохо спят, кто-то начинает заикаться, запинаться, у кого-то появляются тики. Вот совсем недавно у меня на приеме был мальчик, у которого родители четко заметили, что как только он посидит с телефоном, он тут же начинает дергать головой. Плохо это? Конечно.

То же самое и с музыкой в плеере, встроенном в телефон – постоянные наушники и музыка – это раздражитель слухового анализатора, и в результате такая же гиперактивность мозга.

- Так как Вы считаете, есть все-таки зависимость от гаджетов?

- Да, это зависимость, причем зависимость на уровне биохимии и электрической активности мозга, то есть обмена информацией между клетками. Теперь посмотрим на проблему с точки зрения психологии. Успешный в жизни человек должен иметь – разные специалисты трактуют по-разному – но если в среднем, то около 600 социальных масок. Что это значит? Мы должны уметь в разных ситуациях по-разному себя вести.  Это самые разные ситуации: покупатель-продавец, начальник-подчиненный, ребенок-родитель, друг-враг и т.д. – их масса.  И чем этих масок больше, тем человек успешней в плане социализации. А заработать эти маски, наработать их можно только в одном случае – в процессе непосредственного общения. В своё время Брант сказал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему».  То же самое можно перенести и на общество в целом: ребенок учится тому, что видит вокруг себя.  А что он видит, если всё время сидит, уткнувшись в телефон? Ни-че-го!

По данным разных авторов, 80-90% информации о человеке мы получаем от невербального поведения.  То есть не от того, что человек нам сказал – а от того, что мы увидели в его мимике, жестах, интонациях и поступках. Это эмоциональная подоплека, невербальная составляющая. А чему можно научиться, если не общаешься с окружающими вживую?  Если ты не видишь мимику? Все эти гаджеты убирают момент эмоционального общения, а если его нет – то нет и эмоциональной включенности, нет обучения и навыка. И получается, что если раньше ваш ребенок, как вы говорите, мог выйти на сцену и с удовольствием для огромной аудитории что-то продекламировать – то проходит время, навыки общения остаются на уровне, скажем так, начальной школы, а аудитория-то уже другая, а навыка-то нет! Ведь навык – это то, что нужно делать каждый день: мастерство оттачивается в процессе жизни. А если ты изо дня в день сидишь в интернете – тогда никакого мастерства общения нет и быть не может.

Это моя, в конечном итоге, уверенность как специалиста-психолога, что спустя какое-то время мы столкнёмся с тем, что степень социализации, уровень социализации и скорость социализации наших детей упадет, и мы получим косноязычное поколение.

Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что планшеты, ноутбуки, телефоны облегчают существование. Не надо только забывать, что телефон – это не самоцель, а инструмент общения, и живое общение он заменять никак не должен! Для меня, для детей и подростков, которых я знаю, гаджет хорош тем, что дает возможность получить здесь и сейчас максимум любой нужной справочной информации. Я была свидетелем, как в процессе общения моего с подростками, когда я произносила какую-то фразу, термин, для меня обыденный, а для них непонятный, они тут же с помощью телефона выясняли, что это – вот вам образовательный момент.  Но очень важно, чтобы подростки не перестали общаться и с носителями этих терминов.

- А я однажды видела подростка, который играем на гитаре, глядя в телефон – оказалось, у него там ноты и аккорды…

- Да, эта доступность информации здесь и сейчас – она уникальна и позволяет расширять кругозор – но тут очень важно не перешагнуть ту грань, когда гаджеты вместо блага переходят уже на уровень мании – вот эта грань очень шаткая.

- И всё-таки ее можно как-то определить?

- Когда человек – подросток или взрослый, не важно, начинает общаться в социальных сетях или с помощью SMS больше, чем в реальности – всё, он уже там, и чем больше он там, тем тяжелее его оттуда вытянуть. Самое простое и банальное – просто не пустить.  Отобрать телефон. Наш великий академик Павлов и его исследования подтвердили, что все мы все развиваемся на уровне рефлексов: стимул – реакция. Убрать стимул – угаснет реакция. Постепенно, но реакция угасает. И это самый лучший и действенный способ. Какое там взывание к разуму – ведь подросткам в мире гаджетов гораздо проще: не надо эмоционально подстраиваться под кого-то, и ответственности меньше – тебя ведь никто не видит. В тех же соцсетях не только молодые, но и те, кто постарше, порой ведут себя за пределами морали и нравственности, потому что знают о безнаказанности, о том, что их за никнеймом никто не узнает, и можно инкогнито написать любую гадость – а это уже развращает.

- Как же бороться с этой зависимостью от гаджетов?

- Тут как в спорте: есть нормы тренировок. Тренироваться, в зависимости от вида спорта, возраста и уровня мастерства, нужно какое-то определенное количество часов.  Вот так же, на мой взгляд, нужно поступать по отношению к развлекательным моментам, которые можно получить при помощи гаджетов. Подчеркну – именно развлекательным, ведь мы отдыхаем с их помощью.  Но только какое-то определенное количество времени в день, не больше. Чтобы подросток четко знал – сделав все свои дела, все уроки, он час-полтора сможет посидеть с планшетом. И всё, потом забрать. И делать это начинать надо как можно раньше, с младших классов!  Потому что ломать сформированный стереотип поведения очень сложно, и чем дольше этот стереотип формировался – тем сложнее. Поэтому мы часто видим, что если забираем телефон, то получаем от детей агрессию, причем с угрозами с ненавистью.

Кстати, порой родители сами себе облегчают жизнь – дал чаду телефон, он сидит себе спокойно, никого не трогает, с ним не надо рисовать, читать, заниматься, общаться, выспрашивать – мы сами приучаем к гаджетам наших детей, сами делаем все, чтобы наши дети отучились от эмоционального общения и эмоциональной включенности! И нас можно понять – нам тоже тяжело, мы тоже хотим отдохнуть.

Еще очень важно, чтобы ребенок понял, пусть и в результате таких достаточно репрессивных методов, что вот этот гаджет, эта вещь нужна ему четко для определенной цели – чтобы поддерживать связь с родителями и черпать оттуда нужную в учебе информацию. Но имейте в виду – после того, как вы это сделали, после того, как отобрали – заместите ребенку ту львиную часть его загруженности, которую прежде занимал в его жизни гаджет – заполните ее своим вниманием! Ибо свято место пусто не бывает – иначе эта пустота может заполниться и чем-нибудь другим – плохой компанией, дурной привычкой.

Мы живем в информационный век, в век скоростей – и надо с детства, с малых лет заложить в ребенка понимание того, что гаджет – это не то, что всю жизнь будет  им руководить и вести, что это просто вещь, одна из многих, которую можно использовать в жизни тогда, когда  это нужно – тогда он и будет полностью от него независим.

Белгород Теле2 реклама
Белгород Теле2 реклама Фото: Tele2

Психолог, безусловно, прав: зависимость от гаджетов – одна из основных проблем современных подростков. И только родители могут как-то на это повлиять. Моя дочь внимательно ознакомилась с мнением Татьяны Михайловой и даже высказала несколько собственных мыслей на этот счет – но о них мы напишем в дальнейшем. Что же касается телефона для школы, то, по нашему мнению, модель Tele2 Midi – наиболее оптимальна. Она эксклюзивно представлена только этим оператором мобильной связи. К тому же это первый операторский смартфон на новой версии Android 6.0, он поддерживает две SIM-карты.  Еще важно, что на эту модель, кроме цены в 2890 руб., не требуется никаких дополнительных расходов: у других операторов необходимо внести  еще определенную сумму средств и подключить услуги связи на несколько месяцев, а цена Tele2 Midi – честная: никаких дополнительных условий, за которые нужно платить.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах