О сегодняшнем положении дел в сфере ЖКХ и о том, почему никак не решаются связанные с ним проблемы, рассуждает активист–общественник Юрий Алашкевич.
О сирых и убогих
Сегодня мы живем в стране, где нет социальных гарантий для наиболее незащищённых слоев населения. Пенсионеры у нас получают прожиточный минимум, основой которого является норма пайка немецкого военнопленного 1942 года. То есть выходит, наше родное правительство относится к своему народу, как Сталин относился к фашистам, когда им этот паёк устанавливал. И этот минимум сегодня высчитывается без учёта инфляции – а она в прошлом году составила 15%, и в этом году будет не меньше, а то и больше. И при этом нам всё время говорят о выполнении социальных обязательств государства, социальных гарантий. Но гарантии – это прежде всего Конституция РФ, а в ней сказано, что в нашей стране медицинская помощь и образование – бесплатны, а старость достойная. В Белгороде можно ли достойно прожить на 8 тысяч рублей в месяц прожиточного минимума? При том, что квартплата забирает больше половины этой суммы?
Самые социально незащищённые слои населения у нас – пенсионеры, инвалиды, то есть сирые и убогие. А остальные – что, жируют, что ли? Опрос ВЦИОМ по июлю месяцу показал: 40% населения России говорит, что им не хватает денег на одежду и еду.
У американцев всё лучшее идёт в их страну, а что похуже – на экспорт, у нас – наоборот. И такая политика неправильна, поскольку неуважение к собственному народу неизбежно приводит к социальному взрыву.
Я человек независимый, не вступал ни в одну партию, потому что не вижу сегодня партий, которые могли бы навести в стране порядок. Но я пойду на выборы, чтобы недобросовестные люди мой бюллетень не использовали в своих интересах. И я считаю, что голосовать надо хотя бы по этой причине.
О жилищном кодексе
– Юрий Михайлович, если говорить о сфере ЖКХ, в чём, по вашему мнению, тут главная проблема?
– Главная проблема ЖКХ – в несоблюдении законов нашей страны. Взять хотя бы взнос на капремонт. У нас есть закон «О защите прав потребителей», согласно 37–й статье которого обязанность по оплате работ и услуг возникает у потребителя ПОСЛЕ оказания услуг. Я уже не говорю о том, что по закону «О приватизации жилищного фонда РСФСР» государство должно было само капитально отремонтировать все дома. А теперь государство хочет ремонтировать дома за наш счёт. Но если капремонт нужен – соблюдайте закон: делайте его, а потом берите с людей деньги!
Но получается по–другому, граждан лишили права распоряжаться этими взносами – ведь как только средства поступают на счёт регионального оператора, они становятся его собственностью. То есть, получается, мы дарим им эти деньги? А на каком основании?
Типичный пример – лифт, который должен работать не больше 25 лет. А если взять лифты, которым нет 25 лет, их срок эксплуатации должен обеспечиваться своевременной заменой узлов и агрегатов в течение этого срока. Но этого не делается. Вот взять дом № 47 в Белгороде по ул. Победы, корпус 2 – в нём три лифта в двух подъездах. В январе 2016 года выдают сертификат, что всё в порядке, они могут работать. 15 февраля один из лифтов останавливают, причина – выработка редуктора привода двери кабины лифта. Наше ЖЭУ предлагает внести дополнительные деньги в сумме 91 тысяча рублей, чтобы его починить. Вывесили объявление, провели собрание. Люди все грамотные, все в Интернет нырь – оказывается, такой редуктор стоит гораздо дешевле! И сколько мы не бились – нам говорят, платите, или будете без лифта. В результате лифт не работает до сих пор, люди платят за три лифта, а пользуются двумя. Хотя по правилам технической эксплуатации жилого фонда, утверждённым 170–м постановлением Госстроя РФ и зарегистрированным в Минюсте (то есть это закон!) установленный срок устранения технической неисправности – сутки!
– А сколько в доме этажей?
– Дом 13–этажный, пешком не набегаешься. Собственники жилых помещений обращались везде, куда только можно, но власть бездействует. Или, например, вывоз мусора. Во–первых, мусор выкатывают на тележках в открытых баках без крышек. Это нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, поскольку контейнер по правилам должен быть закрыт крышкой, а колёса у него должны быть резиновыми. У нас же все в доме слышат, как везут баки – железо гремит по плитке. Второй момент – контейнер должен стоять на улице не более часа, это уже СанПиН. А стоит порой и до вечера.Сейчас тепло, пищеотходы гниют, вонь, тучи мух. И на каком расстоянии от домов ставят эти баки? По правилам должно быть 20 метров от окон и дверей. А у нас от дома два метра, от детской площадки 5 метров. Хотя на территории достаточно места, чтобы выставлять эти баки по всем правилам. Кто это всё должен контролировать? Роспотребнадзор, Госжилинспекция. Мы бежим жаловаться в одно ведомство – они отправляют в другое.
– И в результате получается – никто ни за что не в ответе?
– Да, и так во всём! И тут виной, я считаю, элементарная бездарность управления. Нужен один контролирующий орган, но орган действенный, имеющий соответствующие полномочия, чтобы осуществлять надзор за соблюдением законодательства во всех сферах. Пусть все контролирующие органы подведут, допустим, под прокуратуру. Пока этого нет – порядка не будет.
Ещё одна проблема – мы все разобщены, каждый решает проблемы своего дома, а в целом ничего не решается, то есть отсутствует системный подход. Есть уполномоченные по правам человека, по права предпринимателей, но нет уполномоченного по проблемам ЖКХ. Лифт в доме рано или поздно починят, но кто заставит менять узлы и агрегаты на других лифтах в новых домах, в соответствии с графиками завода–изготовителя?
Вот у нас ЖЭУ поднимает в июле плату за содержание жилья на 11,4%. Мотивируют тем, что задеты кризисом. И почему–то не вспоминают, что размер платы за содержание жилья регулируется законом. Часть 7 ст. 156 Жилищного кодека РФ говорит, что эта плата устанавливается решением общего собрания собственников многоквартирных домов, а не условиями договора с УК или ТСЖ.
О вывозе мусора
– А вывоз мусора входит в содержание жилья? Почему тогда им занимается другая структура?
– Тут несколько моментов. Во–первых, это санитарная очистка, которая включена в содержание и ремонт жилья. То есть если у вас в подъезде есть мусоропровод, то его должны чистить, мыть, причём приёмные люки и стволы шахт должны мыться с шампунем. Это одна статья расходов. Дальше идёт погрузка–выгрузка мусора, за это мы тоже платим. Но самое интересное – мы платим и за транспортировку мусора, и за его утилизацию. И этот тариф по договору с УК или ТСЖ устанавливает частная транспортная компания, которая этим занимается. Но условия этого договора с собственниками никто не утверждал. А если тариф не утверждён общим собранием собственников или распоряжением администрации, то он незаконен!
Я занимался этим вопросом и понял, что цифры, по которым высчитывается тариф, взяты «с потолка». Нет точного подсчёта – сколько мусора вывозится на тонно–километр и сколько его утилизируют, потому что сам мусор из контейнера они в машине прессуют вдвое, и потом на полигоне при утилизации ещё и сортируют.
Статья 154 Жилищного кодекса РФ чётко указывает состав платы за содержание и ремонт жилья. Там написано про вывоз ТБО и ни слова не сказано об утилизации. А у нас в области расходы по утилизации мусора перекладывают на плечи граждан, что противоречит жилищному законодательству. В соответствии с Федеральным законом 131 «О местном самоуправлении» это должны быть муниципальные расходы.
В конце концов, вышел 458–й Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которому должен быть создан региональный оператор, который будет заниматься именно утилизацией мусора, а никакая не частная компания. И платить мы будем за вывоз ТБО не с квадратного метра, а с человека. Этот закон должен начать действовать с 1 января 2017 года.