Примерное время чтения: 10 минут
818

Протоиерей Алексий Бабанин: «Вера без дел мертва»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Белгород 21/08/2019
Вот уже 16 лет отец Алексий Бабанин – настоятель храма Рождества Христова в Старом Осколе.
Вот уже 16 лет отец Алексий Бабанин – настоятель храма Рождества Христова в Старом Осколе. / Татьяна ЧЕРНЫХ / АиФ

О том, чем живут сегодня православные приходы, о проблемах церковной и мирской жизни мы беседуем с благочинным 1-го Старооскольского благочиния, настоятелем храма Рождества Христова в городе Старый Оскол,  протоиереем Алексием Бабаниным. 

Жизнь благочиния

— Отец Алексий, территория Белгородской и Старооскольской епархии разделена на благочиния — для чего они нужны  и в чём ваша задача как благочинного?

— Наш 1-й благочиннический округ объединяет храмы города Старый Оскол. Есть ещё 2-й Старооскольский благочиннический округ, в который входят сельские храмы. Я старший священник 1-го округа, а значит, отвечаю за  все информационные,  организационные вопросы и мероприятия. Участвую в собраниях благочинных, которые проводит Владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский, на которых решаются внутрицерковные вопросы,  а затем  озвучиваю эти решения всему духовенству нашего благочиния, нашего города. По уставу Русской Православной Церкви, благочинный — это и смотритель, и в каких-то моментах руководитель, и наставник духовной жизни. Кроме того, я могу обращаться к правящему архиерею как старший священник благочиния.

— Благочинных назначает Владыка Иоанн?

— Да, Владыка назначает  каждого указом, и  сам решает, кто сможет исполнять это послушание. С 2000 года я руководил 2-м Старооскольским благочинием, а с июня 2012 года митрополит определил меня благочинным 1-го Старооскольского округа. Время летит быстро — в сане я уже 33 года, и в этом городе живу тоже 33 года. Первый мой приход был в Ильинском храме, я прослужил там 17 лет — и в храме Рождества Христова служу уже 16 лет, с  2003 года. Здесь новый микрорайон, в котором был  построен этот храм, он освящался 10 сентября 2003 года.

— У вас в храме очень красиво!

— Да, все эти годы мы здесь всё обустраивали и внешне, и внутренняя жизнь прихода устраивалась, и сейчас мы и ремонты делаем, и строим — возводим два новых здания. В одном будет дом причта, в нём  разместится воскресная школа,  зал для собраний, подсобные помещения. Во втором  здании, поменьше,  будет своя котельная и социальная служба — люди приносят в храм вещи, пожертвования, и мы постоянно оказываем помощь неимущим.

— Что ещё важно в жизни благочиния?

— У нас при каждом храме есть воскресные школы для детей, есть православная гимназия — её создавал отец Алексий Зорин, он служит сейчас в кафедральном соборе Старого Оскола во имя Александра Невского. Мы вообще много сотрудничаем со школами, за каждым учебным заведением закреплены священники,  которых приглашают для бесед на уроки православной культуры. Во многих школах есть духовно-просветительские центры. В школе № 27  работает заслуженный учитель РФ  Нина Исааковна Черепанова, ей уже 86 лет, она — создатель и руководитель музея народного образования Старооскольского городского округа, пишет исследовательские книги о нашем крае, о его педагогах. К 15-летию написала книгу и о нашем храме — она стала его прихожанкой.

Музей в память о священномученике

— В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого епископа Старооскольского.  В Старом Осколе есть посвящённый ему музей?

— Да, и в этом году, по благословению Владыки Иоанна, музей получит официальный статус. Он  расположен в центре города, в одноэтажном домике на улице Пролетарской — владыка Онуфрий жил там больше трёх лет своего служения, с 1929 по 1933 год, когда возглавлял новообразованную Старооскольскую епархию. Этот дом, по милости Божией, сохранился до сих пор и является местом притяжения верующих горожан. Там представлены его вещи,  письма, фотографии.

Жизнь святителя была подобна яркой свече, чей свет разорвал тьму безбожия того времени, и свет его любви до сих пор осеняет нас. Расстреляли его 1 июня 1938 года в Благовещенске, на Дальнем Востоке.  В 2000 году он был прославлен в лике священномучеников и исповедников Российских. Молитвенная память о Владыке Онуфрии  жива в сердцах старооскольцев.

В трудах и послушании

— Батюшка, вы 1 июня этого года отметили 60-летний юбилей, всю жизнь посвятили священству — вы именно этого хотели с юности?

— Знаете, в жизни всё промыслительно, и я рад, что моя жизнь сложилась именно так, а не иначе. Я вырос в верующей семье, в которой было восемь детей, с детства ходил в храм, верил в Бога — но стать священником решил уже в юности, во время службы в армии. Это было ещё советское время, я видел, что  священников не хватает, и решил дальше служить Богу и Отечеству. Церковь ведь помогает государству созидать, направляет, учит людей, подсказывает, как укрепляться в вере. А без веры нет основы, нет традиций, а значит, может не быть и государства.

По слову апостола Павла: «Всё мне возможно с помощью Иисуса Христа». Как, знаете, растёт трава — на взрыхлённой почве свободно, но пробивается и через асфальт, и там она крепче — так и вера укрепляется, если есть препоны. Господь действительно не оставляет тех, кто уповает на Него.

— Правда ли, что на священнический путь вас благословил старец Серафим Тяпочкин?

— Да, когда, вернувшись из армии,  я сказал родителям, что хочу пойти в семинарию,  мы с отцом поехали в Ракитное к отцу Серафиму. И с тех пор по благословению старца так и живу, так и служу. Да, бывают моменты, когда осознаешь, что ты в чём-то слаб, чего-то не можешь, но за послушание всё получается. Я хотел служить в своём родном селе Первая Ольшанка в Губкинском районе, просился туда у архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, когда вернулся после окончания Московской духовной семинарии в 1986 году. Но Владыка рассудил  тогда по-своему, сначала взял меня служить в  Сергиево-Казанский кафедральный собор Курска, а через полгода, в ноябре 1986 года, уже был мне указ служить в Ильинском храме Старого Оскола. Так я и остался на этой земле — магнитное поле притянуло, наверное.

— Батюшка, с высоты 33 лет вашего служения можете сравнить — какой была жизнь  тогда и  сейчас?

— Золото очищается через огонь — так и вера очищалась через гонения. Да, сейчас свобода, человеку никто не запрещает ходить в храм. Но когда есть препятствия, трудности, тогда вера крепче. Я вспоминаю свои первые годы служения,  как люди стремились тогда жить по-христиански,  сколько  преодолевали, чтобы привести кого-то покрестить, обвенчаться. А сегодня — иди, молись, кайся, причащайся, совершенствуйся — а горения веры нет! Более того, сейчас всё захлестнула волна вседозволенности. В советские годы, хоть и  были гонения на Церковь, но воспитание было более нравственным, культура народа была гораздо выше. А сейчас, с техническим прогрессом, когда так много негативной информации подаётся, особенно молодёжи, — всё это расхолаживает людей и выхолащивает самые основы жизни.

Например,  блуд тогда был  позором в обществе, а сейчас гражданский брак даже не считается грехом. Но по законам Церкви человек не может приступать к Святому Причащению, если живёт таким браком. Хотя, казалось бы, в чём сложность — распишись, пусть даже без венчания, и живи, неси ответственность за семью. Но человек не хочет раскаиваться в своём грехе, не хочет изменять жизнь, считая, что так ему удобнее. Я порой слышу даже не от молодых, а от вполне состоявшихся людей, что с браком у них начнутся меркантильные проблемы, будут споры об имуществе, если вдруг развод. То есть изначально в основу семьи не закладывается понятие жертвенности, желание жить ради детей — даже дети отходят на второй план, а на первый человек выносит только себя, свои удобства. А дети потом берут пример с родителей,  и так разрушается сам институт семьи — основа государства. Господь дал нам свободу — но нужно учиться этой свободой управлять.

— Но Церковь ведь этому и учит?

— Да, назначение Церкви — научить,  воспитать душу человека. Церковь — соль земли,  путь к вечной жизни. Через покаяние и молитву  человек возвращается к Богу, через Святые Таинства приемлет Благодать, которая его укрепляет. Церковь даёт тот крепкий фундамент, на котором можно строить человеческую жизнь.  Если жизнь  зиждется на заповедях Божиих, человек преодолеет все испытания.

Господь управляет жизнь человеческую, и об этом надо помнить. Порой человек старается что-то сделать, бьётся, но у него ничего не получается, и тогда он опускает руки, начинает винить окружающих, впадать в гнев, сквернословить — вот ещё один очень распространённый грех, который люди порой даже не осознают. Мы сами себя и оскверняем, и проклинаем. А ведь Господь сказал ясно: «Без Меня не можете творить ничего». Но люди сегодня хотят жить сами по себе, а к Богу обратиться — не привыкли  или не научены. Вера без дел мертва, и каждое дело нужно делать во славу Божию.

Есть у тебя проблема — ищи корень её в себе, не вини других. Нужно постоянно работать над собой.

— Так ведь это самое сложное, разве не так?

— Царство Божие нудится,  то есть усилием достигается, — так сказано в Писании.  Нам никто не обещал, что в этой жизни будет легко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах