Начальника областного управления культуры Аллу Егорову не пустили в реконструируемый Дворец пионеров им. Ю. А. Гагарина – областную собственность и памятник архитектуры, между прочим. А там – ЧП, вызвавшее настоящий «культурный шок», – в процессе ремонта уничтожили палехскую настенную роспись.
Он же памятник!
Алла Егорова приехала во Дворец пионеров, когда что-либо спасать было поздно: ретивые подрядчики, некое ООО «Синктел», по проекту генерального проектировщика, некоего ООО «Промет», уже пробили стену комнаты, которая была украшена уникальной палехской росписью. Орловским пионерам её подарил в начале 60–х годов прошлого века Роман Белоусов, заслуженный художник РСФСР, потомственный палехский живописец – монументалист.
Вообще с культурными ценностями в Орле происходит что-то неладное. Как только что-то из их малого числа уничтожают, так выясняется, что «добро» на это дело дали высокие чиновники областного правительства по собственному разумению, а не по оценке экспертов. На этот раз начальница областного управления образования Галина Казначеева вдруг определила, что во вверенном её заботам дворце пионеров настенная роспись знаменитого палехского художника вполне может пойти на слом.
И в «комнате сказок», украшенной тонким палехским письмом стойкой темперой, строители… пробили дверь. Как раз на том самом месте, где с любовью был изображён гениальный Пушкин.
Сказочное равнодушие
Первой тревогу забила сотрудница дворца пионеров, руководитель студии прикладного искусства Зоя Воропаева. Она-то и выложила в Интернете фотографии этого акта вандализма.
– Я чувствовала, что роспись могут уничтожить, и поэтому ещё до реставрационных работ обращалась к директору Наталье Марушкиной с вопросом, не потревожат ли строители «комнату сказок»? – рассказывает Зоя Воропаева. – Она меня успокаивала: «Как можно!?» и рассказывала, что для подстраховки обращалась к самой Казначеевой. А та, вроде бы, заявила, что роспись не тронут, если дворец пионеров обязуется отреставрировать её за свой счёт.
«По силам это сделать?» – спрашивала директор Воропаеву. «Да», – пряча глаза, отвечала та, понимая, что прикасаться к работе мастера может только специалист–реставратор, который стоит ой как недёшево!
Но она придумала, где взять средства, – выиграть областной грант. Помочь этому должна была её поездка вместе с детьми и их работами на фестиваль прикладного искусства в Москву. И вот вернулась – а Пушкина уже нет…
Теперь Марушкина говорит журналистам, что роспись всё равно было не спасти – дескать, крыша над «комнатой сказок» текла не один десяток лет, в результате – плесень и грибок. А чтобы меньше задавали вопросов, приказала сотрудникам ЧОП «Молния», охраняющим реконструируемый «объект», никого туда не пускать!
17 сентября мобильные телефоны генподрядчика, номера которых написаны на аншлаге строительства, были выключены. Тщетно пытался я дождаться обещавшего выйти, но скрывающегося в недрах «объекта» начальника участка. И вдруг – удача: к воротам, закрытым на толстую цепь, подъехал служебный автомобиль, и из него вышла сама Алла Егорова. Но её… тоже не пустили!
Узнав, что я – журналист «АиФ-Орёл», автомобиль спешно развернулся и куда-то отбыл дальше защищать орловскую культуру.