Тамбов, 26 февраля – АиФ-Черноземье
О том, как сегодня живут и работают тамбовские художники, читателям «АиФ-Тамбов» рассказал председатель регионального отделения Союза художников России Павел Золотов.
Аренда помогает
АиФ: – Павел Юрьевич, как сегодня выживают мастера кисти?
П.З.: – Вы сразу наступили на больную мозоль. Начнём с того, что у нашего брата, не занимающегося никакой другой трудовой деятельностью, нет даже трудовой книжки. Вот и получается, что профессиональные художники – тунеядцы. Союз художников, как общественная организация, не имеет права оказывать ту или иную помощь коллегам. Хотя раньше была такая практика: после выставок государство закупало картины местных мастеров для школ, детских садов. Довольны были все.
АиФ: – Но хоть какие-то преимущества есть у Тамбовского Союза художников?
П.З.: – Судите сами. За содержание мастерских нам не платят. Было время, когда заслуженные художники пользовались льготами по оплате коммунальных услуг. У нас всего-то пять человек с таким званием, но теперь мы и этими преимуществами не пользуемся. Одно тепло зданию Союза художников в месяц обходится до 200 000 рублей. Для сравнения, в 2000 году платили всего шесть тысяч рублей. Зато налоги сейчас с нас берут, как с торговых центров. Спасает то, что сдаём помещения в субаренду под магазины. Других средств мы от государства не видим. Оставить здание и разбрестись работать по чердакам и подвалам – это не выход. Тогда творчество станет самодеятельным, провинциальным. Но нас к этому невольно подталкивает государство.
АиФ: – Вы ведь «больные» вопросы даже в Госдуме поднимали?
П.З.: – Да, было дело. Хотя и руководство в городе с пониманием относится к нашим бедам. И помочь готовы. Но многое в сфере культуры у нас делается не в том ключе. Выделяемые средства уходят на организацию праздника, внешнего «фейерверка». А конкретные больные вопросы не поднимаются. Конечно же, поездки на выставки в крупные города для нас большая честь, но после таких ярких «отчётов» приходится возвращаться к своим протекающим потолкам, чем-то кормить семьи. Важно спросить хотя бы в Год культуры: что нужно работникам этой сферы, помимо реализации проектов? Культуру надо содержать, а не ждать от неё дохода.
Русские - в почёте
АиФ: – Почему вы вышли из международной коллегии художников?
П.З.: – Там были представители двенадцати стран мира. Раньше вместе выставлялись в разных частях света. Но русских стали тормозить: «Если вы будете там работать, что будут делать все остальные?» Мы – главные конкуренты. Ценили и продолжают ценить русских. К примеру, я жил год в Праге. Там все современные галереи связаны с русской школой, все работы – наших авторов. Чешских мастеров почти не было. В России осталась ещё академическая школа, тогда как в Европе превалирует современная. Но именно академические знания не дадут солгать. Китай с удовольствием забирает лучших русских студентов для преподавания в их вузах. В то время как в России в наш век существуют малые города, где нет даже педагогов, преподающих академический рисунок.
АиФ: – А есть хорошие студенты на Тамбовщине?
П.З.: – Много талантливых, азартных молодых людей, жаждущих учиться. Сегодняшняя профессионально-творческая выставка «2012» – тому доказательство. Это подведение итогов прошлого года, где немало интересных работ студентов. Причём, как совсем новых, так и тех, что уже оценены зрителями на всероссийских выставках. Ради такой молодёжи и трудимся.
АиФ: – Много людей сегодня посещают выставки?
П.З.: – Много. Отрадно, что среди них и молодёжь. Контакт между художниками и зрителем очень тесный. Каждый раз, открывая любую выставку, вижу знакомых людей. Каждого из них люблю. Любой автор открыт для народа, готов к общению. Бывает, что люди не «въезжают» в увиденное, и даже не пытаются. И всё-таки подходят, вопросы задают. Как правило, после выставок интересуются одним и тем же: «Что такое квадрат Малевича?»
АиФ: – Можно ли как-то приобщать людей к изобразительному искусству?
П.З.: – Рисовать не обязательно, главное – интересоваться. Заставить, конечно же, нельзя. А воспитывать нужно начинать ещё в детском возрасте. Если есть потребность понять искусство, нужно просто приходить на выставки. Со временем глаза сами остановятся на том, что важно для вас. Был случай у меня – пришли как-то банкиры в мастерскую. Хотели приобрести картину в подарок. Думали, что живопись должна быть гладкой ровной. Увидя другие работы, написанные в несколько иной манере, заинтересовались, захотели купить. Таким образом, одна встреча изменила их взгляды, они стали проявлять интерес к живописи.
Пальмы и берёзы
АиФ: – Павел Юрьевич, в каких творческих направлениях вы работаете?
П.З.: – Начинал, как и многие, с натюрморта. Прошёл всё. Последнее время больше занимает пленэр, живопись на природе. Рисовать просто предметы уже не интересно. Хочется написать воздух, звуки, запахи – создать портрет чувств, а не предметов. Люблю ставить над собой эксперименты. Смотрю вокруг, выбираю самое неприметное место, думаю: что смогу сделать? В результате получаются самые неординарные по решению вещи. Вообще, пленэр даёт возможность общения. На последнем, в Липецке, нас было 19 человек. За 10 дней мы создали более 600 разных работ. А вообще цели ставлю во время работы. А от непредвиденных ситуаций стараюсь получить удовольствие.
АиФ: – Сколько времени уходит на создание одной работы?
П.З.: – По-разному. К примеру, «Польский этюд» написал за 40 минут, «Весну» – за два с половиной часа, а на что-то могу потратить и больше года. За две недели с двух пленэров привёз 50 работ. Вообще, рисую всё свободное время. Художник, как и любой творческий человек, должен быть всегда в форме. Занятия в мастерской – это норма нашей жизни.
АиФ: – А где добываете «пищу» для вдохновения?
П.З.: – В жизни художника всё – поиск. Одно из самых важных для меня – путешествия. В других странах иной цвет, происходит переосмысление, писать интереснее. Попал в Португалию – неповторимое синее небо. Зачастую по возвращении продолжаешь жить с прежними образами. Приехал из Каира, хотел нарисовать нашу Набережную, а вместо берёз родных получались пальмы. Так и остался «Пейзаж с рекой» с экзотическими деревьями.