Режиссёр–постановщик спектакля – легендарный театральный режиссёр Аркадий Кац, народный артист Латвийской ССР, заслуженный деятель искусств РФ. В главной роли – заслуженная артистка РФ Ирина Горбацкая. Сегодня она – гость «АиФ–Тамбов».
Бежали на репетиции
Лара Чайка, АиФ–Тамбов:– Ирина, в «Чайке» вы играете роль героини, с которой у вас немало общего, начиная с имени и профессии. Видите в этом какой–то знак?
– К своему великому стыду, до того как получила эту роль, и вовсе не придавала значения, как зовут Аркадину, хотя читала «Чайку» неоднократно. По поводу знаков скажу так: верю только в свои силы. Однако раньше таких совпадений не было.
Вообще, Чехов – большая ответственность. С этим классиком встречаюсь в работе не первый раз – был уже «Вишнёвый сад», где я играла Аню. Чехов обязательно должен быть в репертуаре каждого театра, так же как и Шекспир, и Островский. Это очень страстный автор, который и сегодня звучит современно. И «Чайка» в очередной раз даёт повод задуматься о том, как, любя, можно не слышать и губить друг друга.
– Говорят, что тамбовские артисты буквально бежали на репетиции к Кацу. Как вообще смогли заманить такую глыбу к нам в Тамбов?
– Да, Аркадий Кац – величайший мастер. И то, что нашему директору Петру Куликову удалось заинтересовать его, – действительно чудо. Кац готовился к работе с нами, приезжал смотреть «Женитьбу», которую мы ставили в Питере в прошлом году. Уже спустя время режиссёр признался, что не ошибся в распределении ролей в «Чайке».
Мы собирались за час до репетиции – не по зову режиссёра, а потому что чувствовали потребность в этом. «Кацомания» накрыла нас всех. Потом мы спросили друг друга: что будем делать дальше?
– Но разве не нашли ещё главного режиссёра для нашего театра?
– Нет, к сожалению, это место по–прежнему вакантно. Не очень много «охотников» занимать этот пост. А у тех, кто мог бы поработать у нас, есть свои театры и труппы. Конечно, свой режиссёр – это некий щит для творческой труппы. И понятно, что успех театра зависит во многом от личности режиссёра, какой бы ни был хороший директор. Ведь актёров талантливых у нас хватает, в том числе и среди молодёжи. Но при отсутствии сильного мастера рядом, возможно, недостаёт нужного артистам «вгрызания» в работу.
И стоматологом бываю
– Приходится ли играть за кулисами, в реальной жизни?
– Иногда в голове путается: живёшь ты ролью или реальностью. Но бывает, что «надеваешь маску» и в быту. Например, как–то в магазине ко мне долго не подходил продавец, чтобы обслужить. Пришлось выдать целую поучительную тираду, и в конце констатировать: «Вот посмотреть бы на вас, если бы я заставила вас ждать на своём рабочем месте!» Продавщица, конечно же, заинтересовалась: «А кем вы работаете?». На что я вполне правдоподобно ответила: «Стоматологом!». После этого женщина заметно зашевелилась.
Очень часто приходится слышать от незнакомых людей: «Не похоже, что вы работаете в театре актрисой». Что имеется в виду, не знаю. Видимо, есть свои какие–то «звёздные» эталоны.
– Признайтесь, по ночам роли снятся?
– Обычное явление – как и многим актёрам, снится, что забываю тексты. Хотя это не самое страшное. Бывает, видишь во сне, что нужно выходить на сцену, а ты вообще не знаешь, что говорить и что делать.
– Бывают периоды, когда остаётесь без ролей?
– Был период застоя. Чтобы «не обезуметь», проводила тогда творческий вечер. Вот и для этого, кстати, тоже нужен главный режиссёр – чтобы артисты не оставались не у дел. Ведь найти подработку для нас в Тамбове не так просто. Я готова на любую авантюру – пусть даже и коммерческого плана. Но важно, чтобы для таких проектов нашёлся человек, который чётко знал и понимал, как это делается.
Букетик не помешает
– Недавно один мой знакомый молодой человек признался, что никогда не был в театре. Решив приобщаться к прекрасному, хочет пригласить девушку на спектакль, но не знает, как подготовиться к такому походу. Посоветуйте, пожалуйста: на какую постановку пойти, во что одеться?
– Пусть идёт на люблюбой спектакль – и не боится показать, что чего–то не понимает. По поводу одежды не стоит слишком сильно переживать – главное, обуть хорошо начищенные ботинки и не быть в джинсах. Желательно, прийти с цветами для девушки и актёров. Кстати, тамбовчане уважительно относятся к походам в театр – одеваются соответственно. А вот о цветах не всегда заботятся. И дело даже не в том, что скупятся на букеты – просто не задумываются об этом вовремя. Потом же некоторые жалеют о том, что пришли без цветов.
– Чем радует сегодняшний зритель в целом?
– Радует, что зритель не утекает из театра, хотя театр пытаются «похоронить» и по сей день. Бывают и полупустые залы. Но это, на мой взгляд, связано с репертуаром. Однако просвет здесь наблюдается – на афишах всё чаще появляются известные названия.
Но, так уже заведено, на антрепризные спектакли гастролёров «клюют» чаще, чем на местные постановки. При этом иногда нарываются на некачественные работы. Но потом начинают сравнивать нас с ними, отдавая предпочтение приезжим – по наитию.
– Кстати, не страшно, что премьера «Чайки» состоится после московских гастролей?
– Нет. Мы полностью готовы и справимся. Но, как правило,именно после премьеры начинают распространяться зрительские отзывы. Хотя есть среди тамбовчан и такие театралы, кто приходит на постановку повторно, спустя время, чтобы дать возможность как следует окрепнуть спектаклю.