Темный зал заполнен людьми. Пространство ограничено, тесно. Чувствуешь себя как в забитой пассажирами маршрутке. Сверху на тебя смотрят… кровоточащие свиные головы, вокруг тебя словно статуи замерзли молодые люди. Звук затихает, начинается «Речь».
Один за другим свет выхватывает из сумерек лица говорящих. С виду они напоминают городских сумасшедших, да и по разговору тоже, пока не начинаешь вслушиваться, что же они говорят, и не узнаешь в них себя. Вот девушки в клубе обсуждают амурные дела, вот парень с района рассказывает о последствиях пьяной вечеринки, менеджер среднего звена кричит на подчиненных, простые работяги размышляют об Украине и Путине. В каждом из них можно узнать своего попутчика в автобусе, разговаривающего по телефону прохожего, соседей по столику кафе. Они ругаются, извращают слова, придумывают свои собственные формы «великого и могучего».
Скоро несвязные потоки речей объединяются в какой-то единый хаос, слова становятся ритмичной музыкой, а говорящие потихоньку начинают заменять русский язык пластическим. Почему бы не начать изъясняться жестами, предлагают нам актеры, если мы все равно потеряли красоту и певучесть родного языка?
«В нашем проекте современная речь становится объектом рассмотрения, а театр – исследовательской лабораторией. Диагноз этого исследования не очень утешительный, - рассказал режиссер спектакля Руслан Маликов. - Следуя традиции документального театра, мы не навязываем какое-то мнение и не бросаемся словом «деградация». Да, в языке происходят какие-то изменения, и мы надеемся лишь поделиться своими наблюдениями за ними».
Театр как лаборатория
Спектакль «Речь» создавался всего две недели с 4 по 17 мая и был показан на малой сцене театра драмы имени Кольцова. До того, как сорвать аплодисменты зала, студенты Воронежского института искусств вместе со своим руководителем московским режиссером Русланом Маликовым, а также драматургом Вячеславом Дурненков, художников Екатериной Джагаровой и хореографом Ириной Галушкиной, трудились в режиме творческого интенсива. Репетиции, танцевальные занятия и работа с текстовым материалом шли параллельно. А началось все за два с половиной года до лаборатории - с городских улиц.
«Я давно сотрудничаю с документальным театром и работаю в технике вербатиум. Занимаясь со студентами простым разделом «Наблюдение для актеров», я в качестве учебного задания просил их собирать документальный материал – встречаться с людьми и брать интервью на разные темы, - рассказывает Руслан Маликов. - В течение двух с лишним лет студенты следили за другими людьми, собирали их характеры, образы, манеры. Накопился большой объем материала, который потребовал обработки. Благодаря фестивалю, мы смогли пригласить драматурга Вячеслава Дурненкова, художника Катю Джагарову и молодого хореографа Иру Галушкину, которая преподает во МХАТ, чтобы собрать все это в единое произведение».
Шанс поработать со знаменитыми столичными профессионалами у воронежских студентов появился благодаря сотрудничеству фестиваля-школы TERRITORIЯ и компании «Сибур». Кстати, в прошлом году фестиваль привез в Воронеж режиссера Гоголь-центра и педагога Максима Диденко. Результатом их работы стал перфоманс «Широка страна моя родная». TERRITORIЯ проводит свои образовательные программы во многих городах страны, чтобы талантливые и заинтересованные ребята из провинции могли не отставать от столиц.
«Конечно, в Москве у студентов больше допуска к различного рода художникам и профессионалам, а в провинции нет. Поэтому очень важно возить по стране этих профессионалов. TERRITORIЯ делает большое дело для театральной ситуации в стране в целом», - считает Руслан Маликов.

Сам себе драматург. Воронежцев научили писать собственные пьесы
Мода, наука, театр. Из чего сегодня создаются театральные костюмы
Запахи. Звуки. Чувства. На Платоновфесте сыграли спектакль для незрячих
Кукольная «Фро». Воронежцы увидели новую версию рассказа Платонова
Французскому «Шепоту стен» воронежцы аплодировали стоя