Вкусные или красивые?
Мнение власти | |
---|---|
Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области: – Сегодня существует мировой тренд – стремление к красивому товарному виду фруктов. Однако при этом мало уделяется внимания их вкусовым качествам. Сейчас 80% фруктов на рынке России – импортные, поэтому необходимо сделать всё, чтобы изменить это соотношение в сторону увеличения доли российской продукции. Если говорить о яблоках, то, к сожалению, уходят яблоки нашего детства, например, такие как антоновка или белый налив. Очень хотелось бы, чтобы такие яблоки мы выращивали хотя бы для жителей нашей области. При этом мы ставим задачу стать регионом – экспортёром фруктов и ягод. Сейчас наша цель состоит в том, чтобы у нас закладывались сады интенсивного типа, позволяющие получать высокий урожай. |
На плодово-ягодном фронте Россия одно за другим проигрывает сражения за продовольственную безопасность. Сейчас потребность населения во фруктах отечественное садоводство обеспечивает лишь на 15,6%. Производство плодов и ягод в промышленных садах за 10-летие сократилось в четыре раза – с 1,2 млн тонн в 1990-м до 300 тыс. тонн в 2010 году. В итоге наша страна вот уже семь лет удерживает титул чемпиона по импорту яблок. И до вступления в ВТО ввоз плодов каждый год увеличивался на 5%, но вал заграничной продукции сдерживался квотами. Теперь же, после отмены квот и падения пошлин, остаётся ждать настоящего цунами из накачанных химией фруктов.
Воронежская область, по сути – яблоневый край, не является исключением. На прилавках супермаркетов лежат фрукты, одного взгляда на которые достаточно, чтобы понять – они явно не отечественного производства. При этом власти гордо заявляют, что продукция воронежских садоводов успешно реализуется на территории не только нашего региона, но и поставляется в другие. По данным департамента аграрной политики, речь идёт о 25 тыс. тонн фруктов в год. При этом сказать, сколько импорта к нам завозится, никто не решился.
Между тем Воронежская область ещё в 90-е годы была одним из лучших регионов по производству плодовой продукции. Выращенных в регионе яблок вполне хватило бы для собственных нужд. Так почему повсюду сплошной импорт?
Одну из причин специалисты видят в изменении технологий. В регионе лишь немногие хозяйства внедряют интенсивные методы производства, с помощью которых за рубежом получают до 40 тонн яблок с га. Большинство же наших садов по старинке дают 6-7 тонн. Рынок, в свою очередь, требует других сортов – не столько вкусных, сколько красивых. Вполне возможно, что знаменитые антоновка или белый налив скоро могут оказаться настоящим раритетом.
А ещё сады губят изменения климата и новые болезни, которые завозятся вместе с импортным подвоем. И если в странах Европы активно ищут средства борьбы с этими напастями, то наши деревца оказались беззащитны. Жалуются садоводы и на то, что у нас нет хороших лабораторий, где можно было бы проверить популярные китайские средства защиты – зачастую некачественные и даже вредные.
Никому не нужно
– В этом году в садах целое море яблок, но в большинстве случаев они так и сгниют на земле, – Нина Ледовская, жительница Анны, едва сдерживает слёзы. – Мы травимся импортом, детей с младенчества пичкаем химией, а такой урожай пропадает! Никому ничего не нужно.
Действительно, плоды очень сложно продать. В крупные торговые сети воронежским фруктам хода нет, ведь с импортными иметь дело гораздо проще. Да, польское яблоко обработано химией, безвкусное, зато привлекает покупателей ярким видом и может хоть полгода украшать прилавок. «Живые» же воронежские яблоки, полежав какое-то время, начинают дозревать и быстро портятся.
Но продвигать на рынок экологически чистую продукцию у нас пока не научились – в отличие от других регионов. Например, к нашим яблокам, не считаясь с транспортными затратами, проявляют всё больший интерес петербургские компании. Так что, возможно, скоро в северной столице купить воронежское яблочко будет проще, чем в самом Воронеже.
Наши фрукты вывозят на переработку и в Липецк, и в Волгоград, и в Орёл… В самой же Воронежской области эта отрасль пребывает в кризисе. Судите сами: до начала 90-х на территории региона перерабатывали и консервировали плодоовощную продукцию шесть крупных предприятий, сейчас их осталось четыре. Острогожский и Бутурлиновский плодоконсервные заводы прекратили существование. При этом, по данным Департамента аграрной политики, за последние пять лет областной показатель рентабельности плодово-ягодной продукции по сельхозпредприятиям составлял от 35 до 50, а в отдельных предприятиях до 120%.
– Люди хотят есть отечественные фрукты, но найти их в магазине нереально, – считает Николай Толубаев, фермер. – Торговые сети наглухо закрыты для отечественных производителей. А ведь горожанам куда легче купить те же яблоки в супермаркете, чем искать их по рынкам. Поэтому власти сколь угодно могут кричать о господдержке, но если не будет реализации, не будет и садоводства.
Садоводы сигналят SOS
В тему | |
---|---|
В июле прошлого года правительством России была принята целевая программа «Развитие садоводства и питомниководства на 2013-2020 годы» – комплекс мер по модернизации отрасли. Между тем уже в январе приказом Минсельхоза ставки субсидий были урезаны вдвое. В мае Ассоциация производителей плодов написала письмо министру Фёдорову с просьбой вернуть размер субсидий, но объявленные в начале года условия так и не изменились. |
Садоводы уверены: без государственного регулирования нормальное развитие отрасли невозможно. Наши сохранившиеся сады сейчас стремительно стареют, ведь значительная часть деревьев была посажена ещё в 1975-1980 годах. Для того, чтобы обновить только один гектар сада, требуется минимум 100 тыс. рублей – огромные для кризисной отрасли деньги.
Как поясняют в Департаменте аграрной политики, садоводческие хозяйства получают государственную поддержку на раскорчёвку и рекультивацию старовозрастных садов, а также на развитие отрасли, закладку и уход за многолетними насаждениями. Например, на закладку плодовых, ягодных кустарниковых насаждений, виноградников, плодовых и ягодных питомников выделяется 1 тыс. 350 рублей на 1 га. На закладку садов интенсивного типа – 73,7 тыс. рублей на 1 га. А работы по уходу за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями и садами интенсивного типа оплачиваются в сумме 2,8 тыс. рублей за га.
По мнению садоводов, это сущие копейки. Ведь в Польше и Китае, захвативших большую часть нашего яблочного рынка, государство субсидирует больше половины затрат садоводов.
Сегодня многие эксперты вносят отечественное садоводство в список отраслей – жертв ВТО. В том же ряду находится и свиноводство. Интересно, что именно хрюшки и плодовые деревья существенно пострадали этим летом: одних губила африканская чума, других – бактериальный ожог. От последнего в нашей области пострадало несколько десятков гектаров садов – только в Новохопёрском районе под топор попадёт почти 28 га плодовых деревьев, а в Семилукском – около 17 га.
– Заболевание это крайне опасное, – рассказывает Иван Воронин, замначальника отдела по карантину растений регионального Россельхознадзора. – Оно поражает листовой аппарат и сосудистую систему дерева, в результате чего оно медленно погибает. Основная причина болезни – ввоз непроверенного посадочного материала из других регионов. Также источниками заражения служат дикорастущие плодовые деревья.
Насколько случайно совпадение ударов по садоводству и свиноводству? Специалистам есть над чем подумать.
Перекупщики проникли в сети
Евгений Гапоненко, гендиректор «Острогожсксадпитомника»:
– Чем обернётся для нас ВТО – пока тайна. Ясно, что эта организация потребует от нас конкурентоспособности, которая определяется прежде всего затратами на производство. Говорить о чём-то конкретно можно будет ближе к концу года. Многое зависит от того, каким будет урожай в Польше, а там пока не началась уборка.
Потребность в госрегулировании велика. Необходимо давать субсидии на омоложение садов. В старых садах – низкое качество фруктов, урожай невозможно регулировать. В молодом саду урожайность выше в разы. Нужна также помощь в реализации продукции, важно создать комфортные условия для сотрудничества с торговыми сетями. Ведь, как ни крути, за ними будущее, рынки рано или поздно уйдут.
Чтобы войти в сети, мы несколько раз участвовали в тендере, но безрезультатно. В основном туда заходят перекупщики.
Даже сок пьём китайский
Николай Круглов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ВГАУ:
– Садоводство сейчас в бедственном положении. Раньше наша страна производила до 10 млн тонн яблок, а теперь ничего не осталось. Мы докатились до того, что начали продавать прошлогодние яблоки, которые ещё называют «сезонные».
Господдержки сельхозпроизводителям недостаточно. В годы Советского Союза она была централизованной, тогда строго планировалось всё – начиная от стружки для уплотнения ящиков и заканчивая тем, куда будут фрукты поставлять. Сейчас, например, на закладку сада выделяется меньше 100 тыс. рублей на 1 га, а ведь в общем эта закладка обойдётся в 600 тыс., а то и вовсе в миллион. Раскорчёвка, бывает, стоит в два раза дороже, чем посадка, потому как на одно дерево можно потратить 3 литра солярки.
Ко всему прочему у нас нет хранилищ, и даже если урожай хороший, в лучшем случае 30% его сгниёт. Чего же тогда удивляться импортной продукции? Польша производит 10 млн тонн яблок в год, а Китай и вовсе – 25 млн тонн. Мы, не зная того, даже сок пьём китайский. А главное, у наших людей пропало стремление заниматься садоводством, да и вообще сельским хозяйством. Раньше были энтузиасты, а теперь совсем другой лозунг: «Занимайся тем, что выгодно!»
Отрасли крышка
Николай Паринов, заслуженный работник сельского хозяйства, депутат Госдумы 1-го созыва:
– В ближайшее время область может остаться без садов. В этом году необыкновенный урожай яблок. Оптовая цена – от 7 рублей, и то производители не в состоянии их продать.
Без государственного регулирования не обойтись. Это прежде всего контроль за здоровьем населения. По расчётам учёных, постоянное потребление яблок старых сортов может продлить жизнь человека больше чем на 17 лет. Воронежские яблоки и свежий сок из них нужно поставлять больницам, школам, детским садам. А импортными яблоками мы просто травим людей.
Необходимо выделение специальных рынков. Ведь когда-то государство создавало плодовощхозы, где в одной системе действовали плодоовощные хозяйства и оргторг – специализированные магазины. А сегодня даже невозможно войти на рынок – его контролируют иностранцы-перекупщики, не говоря уже о торговых сетях.
Можно было бы продумать налогообложение. Торгуешь импортом – заплати 50%. Берёшь на реализацию российские фрукты – получи послабление. Ведь торговые сети зарабатывают деньги на нашей территории, а доходы отправляются в Москву. Так пусть хотя бы поддерживают наших производителей. Но сегодня никакой поддержки не чувствуется. Один гектар плодоносящего сада по трудоёмкости приравнивается к 25 га пашни! Это огромный труд! А прибыли нет, мы просто срабатываем в ноль.
Нужны и федеральная, и региональная целевые программы. Иначе отрасли крышка.
Как сохранить урожай дачнику?
✔ Специалисты советуют: яблоки зимних сортов, которые вы собираетесь хранить до весны, лучше снимать задолго до наступления их зрелости. Так, антоновку снимают в начале побеления плодов, а осеннее полосатое и мелбу – при потемнении семян.
✔ Урожай, предназначенный на хранение, необходимо отсортировать, отобрав больные, поражённые вредителями и с механическими повреждениями плоды. Хранению подлежат лишь здоровые экземпляры.
✔ Обычно яблоки укладывают в ящики, картонные коробки, решётчатые лари. Тара должна быть прочной, чистой, изготовленной из древесины мягких пород или влагостойкого картона. В ящиках плоды пересыпают стружками, опилками, лузгой от семечек, торфяной крошкой, песком, заворачивают в газеты, накрывают бумагой с жировой плёнкой – кто как привык. Обёрнутыми рекомендуют хранить мелбу, пепин шафранный, лобо, спартан, кортланд.
✔ Бывает, что яблоки раскладывают в хранилище вместе с картофелем, получается неплохо: и картофель не прорастает, и яблоки не морщатся.