Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Примерное время чтения: 5 минут
118

«Сами мы не местные». Как продукции Черноземья дойти до покупателя?

Экономическую географию хорошо изучать в супермаркетах или на рынках. На полках и прилавках сразу видны ширь и мощь торговых связей: азербайджанские помидоры, узбекские дыни, сербские яблоки, египетская картошка, иранские перцы, пакистанский инжир... Даже морковь и свёкла часто привозные. А где же своё — местное?

Хотя нет, есть — в Курске, например, в этом сезоне было полным-полно клубники, якобы выращенной в Обояни. Правда, её уже лет 30 как не производят в таких объёмах. Клубника в основном привозная, но продавцы в бесчисленных ларьках гордо называют её обоянской. Так лучше берут.

Сети против фермеров

Торговый бренд «Покупай своё» — воронежское, тамбовское, липецкое и так далее — уже несколько десятилетий фигурирует в разного уровня программах поддержки местных сельхозтоваропроизводителей. Первое время речь шла о том, чтобы обеспечить во всех точках продажи приоритеты для своих. Но местные с треском проиграли — торговые сети установили собственные правила, соблюдать которые оказалось нереально для большинства регионалов.

«Крупным торговым сетям мелкие производители не очень интересны, — считает менеджер торговой сети из Воронежа Евгений. — Нужны большие партии однородного и отсортированного товара, который будет в течение всего года доставляться бесперебойно, по оговоренному графику. У небольших производителей, как правило, нет хранилищ, они работают в сезон, поэтому торговая сеть делает выбор в пользу крупного дистрибьютора, часто импортёра».

Есть и другие нюансы. Торговые сети работают с НДС, а фермеры, как правило, на «упрощёнке», и договориться не получается. Оплата за реализованный товар задерживается на месяц-два, много электронной отчётности. И так далее, и тому подобное.

Практически все регионы Черноземья прошли через путь создания своих фермерских рынков. Где-то они сработали, а где-то вылились в фарс. Например, в Курске торжественно открыли новый крытый рынок с местной продукцией, сделали много красивых фотографий, но он просуществовал ровно один день и опустел. Вскоре его заполнили бананами, хурмой, виноградом и прочими дарами далёкого от нас юга.

«По нынешнему законодательству, сельскохозяйственный рынок должен находиться в капитальном строении, — делится мнением предприниматель из Орла Ольга Иванькова. — Есть и куча других требований к оборудованию и местам для хранения товара. Затраты на торговое место на рынке будут существенны и окупятся, если торговать круглый год, а не только в сезон».

Сейчас такие рынки сошли на нет, как в Курске и Тамбове, или трансформировались в обычные торгово-развлекательные центры, как в Воронеже. В Белгороде время от времени проходят ярмарки с фермерской продукцией, в целях безопасности их устраивают на нулевом этаже самого крупного ТРЦ.

Докажи, что дачник

Власти чернозёмных областей как раз и пошли путём ярмарок. Их проводят в сезон, почти с полным послаблением в плане торговых мест, сборов за эти самые места и санитарных норм. Цель — обеспечить горожан сельхозпродукцией на зиму.

«Лозунг лукавый, — считает липецкий общественник Олег Панкратов. — Сейчас мало кто закупает картошку или лук мешками — где хранить? Чаще приходят, чтобы изучить цены, которые, к слову, не очень-то и отличаются от магазинных».

Пару лет назад фермерам разрешили, при соблюдении некоторых условий, продавать свою продукцию «с поля», хотя раньше такое было запрещено — «нестационарная торговля в неустановленном месте» и «нецелевое использование земли». Но массовым это начинание не стало.

В сезон в Тамбове дачникам разрешили торговать в специально отведённых местах на рынках. Впрочем, не только в Тамбове. Но эти места, как правило, труднодоступны, малочисленны и открыты, скорее, для отчёта, чем для насыщения рынка своим — местным. И нет никакой гарантии качества. Ведь дачников освободили от фитосанитарного контроля, что не добавило уверенности в экологической чистоте продаваемого урожая. Есть и другие нюансы.

«Как доказать, что ты дачник, а не торговец? — делится своим опытом белгородский дачник Павел Белецкий. — Нужно взять справку в правлении садового товарищества или в местной сельской администрации о том, что твой участок не больше 50 соток и что ты вырастил урожай сам, без привлечения наёмного труда. Оно вам нужно?»

По факту получается, что излишки урожая проще выбросить или закопать. Продать даже за копейки — непредсказуемо и накладно. Вероятно, по этим причинам концепция «покупай своё — местное» опять меняется.

«Можно ли считать местной продукцией всё, что производится на территории данного региона? — рассуждает кандидат экономических наук Дмитрий Евглевский. — Почему нет? В таком случае и белгородские конфеты, и воронежские семечки, и липецкие соки — всё это местный продукт, какие бы крупные холдинги его не выпускали. Делают ведь из местного сырья, и в торговых сетях всё это есть».

А если выделить отдельный прилавок с соответствующей табличкой, то получится всесторонняя поддержка региональных производителей. Просто, доступно и в красивой упаковке.

Кстати

В августе 2025 года в магазинах Черноземья наблюдается значительное снижение цен на основные овощи из так называемого «борщевого набора». Как сообщили в Ассоциации компаний розничной торговли, крупнейшие торговые сети зафиксировали ощутимое удешевление целого ряда социально значимых продуктов. Так, картофель потерял в цене 36,2 %, капуста — 34,7 %, свекла — 29,3 %, морковь — 29,2%, а репчатый лук — 23,2 %.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах