Буквально 10 лет назад учителя относились к звенящим телефонам в карманах школьников с большой прохладой и непониманием. Сложности решения этой проблемы, ставшей столь актуальной в последние годы, прежде всего, объясняются отсутствием единого закона, который бы регламентировал использование мобильных телефонов в школах. И, пожалуй, на вопрос о запрете их применения в школьных стенах однозначного ответа пока быть не может. Наверняка любой социальный опрос показал бы, что мнения у курян на этот счет сильно расходятся.
«Я не против мобильного в школьном ранце, если телефон в беззвучном режиме и с потухшим экраном. Нужно понимать, что в школе не так много средств связи – это классная доска, тетрадь и устный ответ, а сотовый – это уже полезное дополнение», - считает Екатерина Звягина, учитель русского языка и литературы в Андросовской сельской школе.
- Екатерина Владимировна, неужели прогрессивный класс учителей так и не смирился с повальной гаджетоманией в школьных стенах?
- Мы даже представить не могли, что технология мобильной связи, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения. Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей (впрочем, это дискуссионная тема), нередко возникающих в школьных стенах краж дорогих гаджетов, обычной детской зависти к тому, у кого мобильник круче, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая внимание учащихся.
Учителя, кстати, смирились. Мы сами пользуемся мобильным интернетом, сидим в соцсетях, даже поливаем виртуальные огороды и крошим игрушечных зомби в бесконечных играх. Но мы – люди взрослые, получившие образование, сформировавшиеся. А дети должны уделять максимум времени занятиям, обучению. Открытию новых знаний. В этом смысле, мобильник, точнее – то как его используют, – враг школьника. Во всяком случае, точно не помощник. Все потому, что ребенок замещает живую жизнь – виртуальной. Расшатывается социальная адаптация, которую и так со страниц СМИ и экранов ТВ ежедневно подрывают маркетологи.
- Как же следует сегодня вести себя курским учителям, чьи ученики приносят с собой на уроки мобильные телефоны и постоянно отвлекаются?
- Если Вы ждете, что я предложу «мобильный» запрет, то зря. Я – за рациональную стандартизацию. Как со школьной формой: у всех один фасон, и цвет. Зато исчезли намеки на социальное неравенство, такие беспощадные и обидные для детской психики. То есть Иванова выглядит лучшей ученицей нежели Сидорова только из-за того, что дороже одета. Это недопустимо.
С мобильными нужно также. Вот вам, дети и родители, технические условия: корпус из пластика, экран – из стекла, внутри не больше двух ядер. Памяти – ровно столько, чтобы не осталось места для игр и фильмов, после того как закачать в него книги и учебники. Может быть, даже стоит создать отдельную структуру, которая будет разрабатывать спец технику для школы, в том числе и мобильники, этакий российский «Школофон» – дарю название! Особенно это актуально для сельской школы, где дети далеко не так крепко разбираются в мобильных технологиях.
Если уж школьная администрация не налагает запретов на применение сотовых телефонов, то ученики все же должны понимать, что их гаджеты могут помешать учебным занятиям, а это недопустимо. Ребят стоит осведомить о культуре пользования мобильными телефонами в школе – разговаривать по ним уместно лишь на переменах, на уроках телефоны стоит выключать или ставить на бесшумный режим.
Мнение эксперта
Мобильная собственность
Юрий Андреев, руководитель юридической службы: «Поскольку в большинстве российских школ по-прежнему пользование мобильными телефонами никак не регулируется, учителям нередко приходится попросту отбирать гаджеты у своих невежливых учеников. В таких случаях преподаватели чаще всего передают сотовые в руки классных руководителей, перекладывая на них и дальнейшую ответственность по соответствующей воспитательной работе, и право решать как, когда и кому (ученику или его родителям) возвратить изъятый телефон. И вот как раз передача средства мобильной связи родителям является нарушением Конституции РФ – по закону дети являются владельцами своих гаджетов, которые были ранее переданы им родителями путем дарения, а подаренная вещь родителям уже не принадлежит. И возраст детей в этом вопросе не играет никакой роли. Ребенок, будучи собственником своего сотового телефона, имеет право распоряжаться им, как считает нужным за исключением случаев, отдельно предусмотренных законом или прочими нормативными актами. И лишь локально составленный школьный акт, утвержденный директором и советом школы, может урегулировать данный вопрос. Дети, нарушившие установленные в школе правила, могут получить дисциплинарное наказание – например, получить выговор или замечание, а может и разбирательства с родителями, которых вызвали в школу. Тем не менее, изъятый у школьника телефон, необходимо вернуть именно этому школьнику, а не кому-либо другому, поскольку именно он является его собственником. Стоит также отметить, что в некоторых школах данный вопрос решается следующим образом: все дети, приходящие в школу, сдают свои сотовые телефоны на входе на временное хранение подобно вещам в гардероб, и получают их обратно, когда покидают образовательное учреждение».
От редакции
«Школофон» – идея интересная, поэтому мы решили узнать, сможет ли новый смартфон Tele2 Midi стать таким универсальным гаджетом для современного курского школьника? Как утверждают эксперты – это вполне достойный кандидат. Как по цене, так и по своим техническим характеристикам. Стоимость телефона – 2890 рублей – не пробьет брешь в родительском бюджете, а его «начинка» (операционная система Android 6.0, четырехъядерный процессор, 2 SIM-карты, оперативная память в 512 мегабайт и жесткий диск 4 ГБ) справится с большинством школьных и околошкольных задач.